С каким зрением рождаются дети. Зрение новорожденных – этапы развития

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Приблизительно 80% окружающей информации человек получает посредством зрения, при этом за восприятие окружающего мира отвечает зрительный анализатор.

Зрение у ребёнка формируется ещё в утробе матери вместе с другими системами, но даже при появлении малыша на свет зрительные органы ещё несовершенны, поэтому в течение первых нескольких лет жизни ребёнка его зрение развивается.

Хорошее зрение позволяет малышу познавать окружающий мир, анализировать, учиться, а также способствует крепкому здоровью, ведь у слабовидящих детей, как правило, слабое здоровье и физическая форма, и все это из-за того, что все системы организма имеют прочные связи.

Особенности зрения у новорождённого, этапы его развития

Существует заблуждение, что в младенчестве дети видят все предметы окружающего мира вверх ногами. Но это не совсем так, в раннем возрасте малыши воспринимают объекты повёрнутыми под 90-градусным наклоном.

Каждый день у новорождённого происходят малейшие изменения зрения, с каждым месяцем кроха начинает воспринимать всё больше и больше деталей и к одному году зрение восстанавливается настолько, что малыш видит 1/3 того, что могут видеть взрослые с хорошим зрением.

Зрение новорождённого на первом месяце жизни

Стоит отметить, что малыш уже рождается не слепым, его глаза реагируют на свет. В первый месяц своей жизни ребёнок воспринимает мир в чёрно-белой гамме, поскольку его глазки не развились настолько, чтобы различать другие цвета.

Кроме того, новорождённые в это время способны видеть черты крупных объектов, а также отличать свет от тени, кстати, при близком расстоянии (20-30 сантиметром) малыши видят абсолютно все и даже в мельчайших деталях, только картинка размыта.

Некоторые малыши на первом месяце жизни могут иметь косоглазие, но пугаться этого не стоит, так как зрительные мышцы ещё слабые и пока не могут контролировать движение глазных яблок, со временем это должно пройти.

Второй и третий месяц

Прогресс второго месяца заключается в том, что малыш учится видеть яркие цвета, однако, отличить похожие друг от друга тона, например, синий и голубой, ему ещё не под силу. Помимо этого, новорождённый может улавливать движение предметов , которые движутся по горизонтали, способен останавливать на них взгляд и следить глазами.

Если до двух месяцев ребёнок воспринимал мир в размытом виде, то теперь у его зрения появляется резкость.

По прошествии двух месяцев новорождённый начинает лучше и дальше видеть предметы, может дольше концентрироваться на движущихся объектах. Также младенец способен различать лица родственников, которые проживают с ним в одном пространстве.

Развитие мозга на 4 и 5 месяце

С каждым месяцем происходит всё большее развитие головного мозга у малыша, благодаря чему в возрасте четырёх месяцев кроха способна определить расстояние до интересующего предмета и схватить его, поэтому родителям следует расширять кругозор ребёнка и предлагать ему разные детские игрушки.

К пяти месяцам ребёнок начинает осознавать, что тот или иной предмет существует в пространстве, даже если его на данный момент не видно. Также малыш способен узнать предметы, которые видел раньше, даже если их показать не целиком. В это же время большими темпами происходит развитие цветного восприятия мира, способность отличать друг от друга похожие оттенки.

Шестой, седьмой и восьмой месяц после рождения

По достижению шести месяцев кроха совершенствует свой хватательный рефлекс, это можно увидеть, протянув ребёнку свой палец. Происходит восприятие простых фигур, малыш может подолгу задерживать и фокусировать свой взгляд на интересующем объекте.

В семь месяцев малыш уже обладает хорошей остротой и глубиной зрения, сравнимой даже с этими же параметрами у взрослого.

Восьмимесячный ребёнок способен отличить лица людей и облик предметов, которые расположены в дальнем углу комнаты. В это же время устанавливается постоянная окраска радужной оболочки глаза, со временем может только немного измениться её оттенок.

Становление зрения к году

Годовалый малыш способен рассматривать узоры на объектах, расположенный в непосредственной близости от него. В книжках ему нравится рассматривать цветные изображения и иллюстрации. Стоит читать ребёнку короткие рассказы, при этом уделяя внимание и картинкам.

Стоит добавить, что зрение новорождённого, этапы развития органов зрения у разных малышей проходят по-разному, поэтому нет оснований пугаться, если развитие той или иной зрительной способности проходит с опозданием в несколько недель.

На что родителям необходимо обращать внимание?

Маме и папе стоит обращать внимание на то, как протекает процесс формирования зрения у их малыша. Стоит помогать ребёнку на всех этапах, чтобы данный процесс совершался в пределах нормы. Родители должны показывать ребёнку предметы, рассказывать о них, давать ребёнку самостоятельно их изучать при помощи ручек и ротика.

Очень важно общаться с крохой , рассказывая ему о предметах и объектах окружающего мира, цветах, при это стоит показывать то, о чём сейчас идёт речь.

Лучше всего приобрести в кроватку специальные крутящиеся мобили и подвески, на которых бодрствующий малыш будет фокусировать своё внимание. Самыми подходящими цветами для этих предметов являются ярко-красные и огненно-оранжевые оттенки, в сочетании с синими и зелёными тонами.

Строение органов зрения новорождённого

По мере роста ребёнка его органы зрения, а, точнее, глазное яблоко изменяется незначительно. Наибольший рост этого органа происходит на первом году жизни малыша. Новорождённый имеет глазное яблоко, которое меньше на шесть миллиметров, нежели глазное яблоко взрослого человека, поэтому недавно появившейся на свет малыш обладает дальнозоркостью.

Роговица новорождённо изменяется также медленными темпами, она немного выпукла и имеет форму валика, кроме того, роговица имеет чёткую границу с белковой оболочкой. Через неё не проходят кровеносные сосуды, поэтому она полностью прозрачна. Однако у только что родившихся детей роговица может немного отечь и потерять свою прозрачность, но это проходит через неделю.

Радужная оболочка помогает глазу подстраиваться под изменения освещённости. Радужная оболочка имеет цвет, обусловленный количеством пигмента, содержащегося в ней: чем больше этого пигмента, тем темнее цвет глаз. Дети рождаются с маленьким количеством пигмента в радужной оболочке, поэтому их глаза чаще всего имеет голубую окраску, но с возрастом происходит увеличение этого пигмента.

Сетчатка – это пленочка, которой устланы стенки глаза. Именно она отвечает за восприятие цветов окружающего мира. У новорождённых сетчатка развита неполноценно, поэтому первоначально дети видят только чёрные и белые цвета.

Помимо прочего, у новорождённого присутствует мигательный рефлекс, то есть малыш мигает и жмуриться только от изменения света, а иные движения перед его лицом воспринимаются ребёнком с широко открытыми глазами.

Правильное формирование органов зрения у новорождённого?

Чтобы избежать заболеваний , связанных со зрением, родителям необходимо знать, как должны выглядеть и реагировать на изменение окружающей среды зрительные органы.

  1. Размер зрачков и их реакция на свет. Зрачки ребёнка должны иметь одинаковый размер, а при ярком освещении должны одинаково сужаться.
  2. Глазные яблоки и их размер. У глазных яблок также должен быть одинаковый размер, при этом они не должны быть излишне выпуклыми или, наоборот, иметь непропорционально маленькие размеры. Причиной выпуклых глазок может быть врождённая глаукома, которая без лечения способна привести к слепоте.
  3. Фиксирование взгляда на близкорасположенных объектах. Глаза двухмесячных малышей должны быть направлены в сторону движущегося предмета, при этом оба глаза должны смотреть в одном направлении.

Проверка зрения у новорождённого

В первый раз глазки ребёнку осматривают ещё в роддоме сразу после рождения, а затем родителям вместе с малышом необходимо будет проходить плановые проверки в один месяц, три, шесть и в год. Но при малейшем подозрении на отклонение в развитии зрительных органов стоит прийти на осмотр к врачу-окулисту и внепланово.

Внепланового посещения врача требуют следующие случаи:

Зрительная система ребёнка сразу же после рождения работает совершенно по-другому, чем у взрослого человека. Новорождённый видит всё в серо-чёрных тонах и не способен фокусировать взгляд на предметах или человеческих лицах . Он способен буквально несколько секунд следить за источником света. После 4 месяцев зрение младенца начинает стремительно развиваться. Все основные процессы завершаются к 1 году.

Строение и развитие глаз новорожденного

Уже в роддоме ребёнка осматривает неонатолог. Это позволяет выявить такие врожденные проблемы, как , либо . При обнаружении любых патологий коррекцию стоит начинать как можно раньше. Это поможет избежать проблем во взрослом возрасте.

Естественные особенности строения глаз у новорождённого :

  1. Глаза новорождённого большие . Величина глазного яблока составляет 65 – 67% величины глаза у взрослого человека;
  2. Роговица имеет диаметр до 9 миллиметров. Она не полностью прозрачна, имеет опалесцирующий вид.
  3. Кривизна роговицы меньше, чем у взрослого человека. Из-за этого меньше её преломляющая способность, что приводит к временной дальнозоркости;
  4. Зрачок имеет диаметр до 2 миллиметров. Он слабо реагирует на яркий свет;
  5. Слёзные каналы у новорождённого уже проходимы. В редких случаях встречается закупорка слезного канала эпителиальной пробкой. Это приводит к развитию , или воспаления слёзного мешка.

Сравнение размеров глаз взрослого и новорожденного

Новорождённый малыш имеет серо-чёрное зрение, он не способен различать цвета. Глаза не фокусируются на лицах людей и предметах. Он способен различать только разницу между светом и темнотой, а также контуры предметов. Несколько секунд ребёнок может следить глазами за движущимся предметом, но быстро устаёт. Максимальное расстояние, на котором может видеть ребёнок от 20 до 50 сантиметров.

Лучше всего ребёнок видит светлые объекты овальной формы, например лицо матери. Он ориентируется только на контуры предметов, но не различает детали.

Глаза новорождённого не очень чувствительны к свету. Вполне можно оставить неяркое освещение в комнате, где он спит, не боясь помешать.

Первый месяц жизни

В этом возрасте ребёнок может фокусировать взгляд только на крупных и ярких предметах, таких как ночник или большая игрушка. Иногда зрачок одного глаза постоянно отклонён в сторону, это физиологическое косоглазие. Оно должно пройти само по себе, когда глазные мышцы окрепнут. Если это не произошло к 1 году, нужна консультация детского окулиста.

Зрение ребенка в 1 месяц

Световая чувствительность сетчатки в этом возрасте очень низкая. Интенсивность света для нормального восприятия должна быть в 50 раз больше, чем для взрослого человека. Важно, чтобы освещение в детской комнате было ярким.

В это время начинает развиваться бинокулярное зрение. Оно обеспечивает пространственное восприятие.

2-3 месяца

К 2 месяцам начинает развиваться . Первыми ребёнок начинает воспринимать красный, оранжевый, зелёный и желтый цвета. Намного позже начинается правильное восприятие синего и фиолетового цветов. Это связано с тем, что фоторецепторы, способные воспринимать цвета коротковолнового спектра развиваются позднее.

Зрение ребенка в 3 месяца

Для оформления детской комнаты желательно использовать желто-зелёную гамму.

В возрасте 2 – 3 месяца уже развивается форменное зрение, предметы обретают отчётливые контуры . В это время малыш способен воспринимать только двухмерное изображение. Трёхмерное зрение развивается намного позже, только к 4 – 6 месяцам. Ребёнок активно следит за перемещением людей по комнате или движением игрушек.

В этом возрасте важно не просто много разговаривать с ребёнком. Стоит показывать ему различные предметы и отчётливо называть их.

4-6 месяцев

Начиная с 4 месяцев, зрительная система ребёнка развивается стремительно. В это время появляется участок сетчатки, которой называется макула. Именно она отвечает за остроту зрения. Малыш начинает отчётливо видеть не только контуры предметов, но и мелкие детали. Он уже узнаёт лица близких людей, с удовольствием изучает игрушки и другие предметы вокруг.

Зрение ребенка в 6 месяцев

В это время малыш уже способен не только наблюдать за предметами. Движения глаз и рук становятся согласованными. Благодаря этому он может хватать заинтересовавший предмет и активно изучать всё вокруг.

В 6 месяцев обязательно проводится первое обследование у детского офтальмолога. В это время важно убедиться, что оба глаза уже видят одинаково хорошо. Поверяется также согласованность движений глаз.

7-12 месяцев

В этот период ребёнок учится координировать зрение с движениями тела. Уже есть трёхмерное восприятие предметов. Ребенок учится соотносить расстояние до предмета и его форму. Он уже может отличить квадратную форму игрушки от круглой. Он может не только захватывать предметы, но и бросать их.

Ребёнок начинает активно ползать, а затем и ходить. Этот период наиболее травмоопасный. Родители должны быть предельно внимательными, чтобы уберечь малыша от травм. Наиболее опасны травмы глаз, которые происходят во время, когда малыш активно познаёт мир.

Врожденные патологии зрения

В 1 год проводится повторный осмотр у детского офтальмолога. Он позволяет вовремя выявить такие проблемы как близорукость либо дальнозоркость, астигматизм и другие проблемы. Важно точно придерживаться рекомендаций врача и при необходимости, начать коррекцию зрения как можно раньше.

Ребенок на приеме у детского офтальмолога

После любой, даже самой незначительной травмы глаза нужно немедленно показать ребёнка детскому офтальмологу.

В некоторых случаях встречаются врождённые патологии зрения. Причиной их развития может стать внутриутробное инфицирование плода, наследственные патологии, травмы во время беременности и другие причины. К врождённым патологиям зрительной системы относятся:

  • Врождённая глаукома. Это повышенное внутриглазное давление, развивающееся из-за нарушенного оттока внутриглазной жидкости. Для лечения детский офтальмолог назначит специальные капли, снижающие внутриглазное давление. В тяжелых случаях показано проведение операции;
  • Врождённая катаракта. Это врождённое помутнение хрусталика, препятствующее проникновению света внутрь глаза. Лечение только оперативное, поскольку мутный хрусталик нужно удалять. После этого ребёнку назначают специальные очки, а затем специальные контактные линзы, заменяющие функцию хрусталика;

  • . Патологическое опущение верхнего века, причиной которого становится неправильное развитие мышцы, которая поднимает веко либо нерва. Для детей до 3 лет лечение заключается в фиксации верхнего века пластырем. В возрасте от 3 до 7 лет показано хирургическое лечение;
  • . Такая проблема характерна у детей до 4 месяцев, поскольку глазодвигательные мышцы ещё недоразвиты. Если эта проблема постоянная, требуется устранение его причины;
  • . Выражается в непроизвольных движениях глаз, чаще всего горизонтальных. Он не позволяет фиксировать зрение на конкретных предметах. У ребёнка снижается чёткость зрения. Его лечение заключается в своевременной коррекции зрения.

Если ребёнок родился недоношенным, часто развивается ретинопатия новорождённых. Это заболевание сетчатки, при котором прекращается нормальный рост сосудов. Без вовремя проведенного лечения происходит отслоение сетчатки. Лечение только хирургическое.

Если ребёнок поставлен на учёт у детского офтальмолога, приходить на осмотры нужно каждые 2 – 3 месяца.

Острота зрения

Острота зрения у новорождённого составляет всего около 0,015. К 1 месяцу она возрастает до уровня 0,01 – 0,03. В 3 месяца она составляет уже 0,05 – 0,1. После 4 месяцев острота зрения стремительно растёт:

  • В 6 месяцев она составляет до 0,3%;
  • В 12 месяцев она составляет до 0,6%.

Это напрямую зависит от развития центрального зрения.

Первая проверка остроты зрения с помощью проводится только в 3 года.

Оценка зрения у новорожденных

Обязательная проверка зрения новорождённого, проводимая неонатологом включает:

  • Осмотр слизистой глаз;
  • Осмотр век;
  • Проверка на наличие близорукости;
  • Проверка на дальнозоркость.

Проверка зрения у новорожденного неонатологом

Осмотр глаз у новорожденного позволяет вовремя выявить большинство врождённых патологий. Особое внимание уделяют недоношенным детям, чтобы исключить риск развития у них ретинопатии.

Что могут сделать родители

Именно родители могут создать условия для полноценного развития зрения у малыша. Для этого важно соблюдать такие рекомендации:

  • В детской комнате должно быть хорошее освещение. Это касается не только электрического освещения, но и естественного. Плохое освещение в детской приводит к тому, что способность различать цвета задерживается;

  • Игрушки должны быть крупными и яркими. Это создаст для малыша стимул изучать их, что способствует активному развитию зрения;
  • До 3 месяцев игрушки над кроваткой либо коляской желательно размещать на высоте 40 – 50 сантиметров от глаз ребёнка . Это позволит предотвратит развитие косоглазия;
  • Начиная с 2 месяцев, бодрствующего ребёнка рекомендуется выкладывать на живот. Это способствует быстрому развитию не только двигательных, но и зрительных навыков.

Важно вовремя посещать профилактические осмотры у детского офтальмолога. Врач нужен немедленно, если:

  • Была травма глаза;
  • В глаз попало какое-либо химическое вещество;
  • Есть инородное тело глаза;
  • Возникло покраснение глаз или век;
  • Ранее нормальные зрачки стали ;
  • В уголках глаз появились слизистые либо гнойные выделения.

Обязательная консультация специалиста нужна в случае, если косоглазие не исчезло после 3 месяцев.

Видео

Выводы

Зрительная система новорожденного несовершенна: ребёнок способен только отличать свет от темноты, но сфокусировать взгляд не может. Восприятие цветов ещё не развито, ребёнок видит всё в серых и чёрных тонах. Естественной особенностью является дальнозоркость, обусловленная укороченной формой глазного яблока. Наиболее стремительно зрение малыша развивается после 4 месяцев: появляется восприятие цветов, пространственное зрение, увеличивается его острота.

Родители должны обеспечить малышу полноценные условия, чтобы зрение ребёнка быстро развивалось. Важно вовремя посещать профилактические осмотры офтальмолога и оберегать малыша от различных травм. При нужно как можно раньше проконсультироваться с врачом.

Зрение – один из важнейших органов человека. Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире. Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь. Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем. В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет.

Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники "Сфера" профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.


Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам. Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы "не видеть" плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Зрение играет для человека практически ключевую роль в изучении мира. Благодаря зрению ребенок начинает воспринимать цвета и формы, размеры предметов, а его мозг значительно развивается. Ребенок способен неясно видеть уже с момента появления на свет. Зрение малыша развивается постепенно в течение примерно 6-8 первых месяцев жизни, но и после этого не останавливается в развитии.

Первые месяцы жизни

Нечеткое зрение сразу после появления ребенка на свет становится для него защитной реакцией: мир так велик и огромен, в нем столько красок и предметов, что психика ребенка еще не может выдержать подобное многообразие. Следовательно, природа сама ограждает его от этого. В первый месяц жизни ребенок еще плохо различает цвета, видит предметы расплывчато, нечетко. Все, что занимает его внимание - это лицо склонившейся над ним мамы, а иногда папы. Малыш способен различить предметы на расстоянии всего 20-30 см, которого как раз хватает, чтобы увидеть человека, держащего его на руках. Поэтому для мам очень важно в этот период почаще сохранять зрительный контакт с малышом - ничего другого он разглядеть пока не в силах.

Интересный факт заключается в том, что в первые один-два месяца после рождения ребенок еще не умеет смотреть только в одну сторону. Поэтому его глазки могут немного косить. В этом ничего страшного нет, слабые мышцы глаза не позволяют малышу фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами. После второго месяца жизни такое проходит у большинства детей. Кроме того, его глаза пока не задерживаются ни на одном предмете долгое время. Эта способность также появится у него уже к третьему месяцу жизни.

Младенцы в возрасте до трех месяцев хорошо реагируют на контрастные цвета: черный и белый, светлый и темный, синий и желтый. Кроме того, для них лучше всего выбирать чистые цвета, а не оттенки. Так, белый, красный, синий, желтый цвета они будут улавливать лучше, чем розовый, серый или оранжевый. Малыши любят рассматривать цветные картинки или предметы, особенно если в них много цветов и деталей. Поэтому в возрасте двух-трех месяцев нужно давать им погремушки, показывать картинки, фотографии, предметы.

Возраст с 4 до 8 месяцев

Примерно к четырем месяцам у младенца начинает развиваться глубина зрения. Именно это позволяет ему правильно оценивать, на каком расстоянии находится предмет. Вместе с развитием зрения у малыша развивается и моторика рук. Он уже может отлично их контролировать, хватать предметы и удерживать их. К пяти месяцам малыш учится различать довольно мелкие предметы и с успехом наблюдает за их передвижением. В зрении продолжаются изменения: ребенок учится различать тона и оттенки, может различить уже внешне похожие цвета.

К восьми месяцам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Но все же пока ближе он видит гораздо лучше, чем на расстоянии. В этом же возрасте окончательно устанавливается цвет глаз ребенка. Окончательно зрение будет сформировано только к 4 годам, когда ребенок сможет полностью использовать возможности своих глаз, а зрение еще не успеет ухудшиться вследствие большой нагрузки в школе.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»