Какие хронические болезни были в древности и в средневековье.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Ты боишься ходить на приемы к врачам, осмотры и процедуры? Полагаешь, врачи делают больно? Когда-то доктора-умельцы лечили с помощью раскаленного железа и грязных ножей. А сегодня можешь расслабиться: современная медицина гораздо безопаснее средневековой.

Клизма

Современные клизмы существенно отличаются от средневековых. Их ставили с помощью огромных металлических приборов, а применяемая жидкость представляла собой смесь из желчи кабана. На такое геройство мог согласиться только самый смелый парень.

Один из смельчаков - король Франции Луи XIV. За свою жизнь он пережил свыше двух тысяч невероятных клизм. Некоторые из них парню ставили в то время, когда король сидел на своем троне.

Источник: triggerpit.com

Антисептик

У одного из врачей короля Англии Генриха VIII было отличное чувство юмора. Доктор рекомендовал использовать человеческую мочу в качестве антисептика. Благодаря этой инициативе воины часто промывали раны после боя чудо-жидкостью.

В 1666 во время вспышки чумы в Англии врач-эпидемиолог Джордж Томсон советовал использовать мочу в борьбе с чумой. Существовал целый медицинский препарат, изготавливаемый на этой жидкости. Он продавался за деньги, а назывался Эссенция мочи.


Источник: mport.bigmir.net

Лечение катаракты

Лечение катаракты в Средневековье - одно из самых изощренных занятий. Умельцы вдавливали хрусталик в сам глаз и прокалывали склеру толстой железной иглой с отверстием внутри. Склера - это белая слизистая глазного яблока, которая часто покрывается красными сосудами, если ты мало спишь и много пьешь. С помощью иглы высасывали хрусталик наружу. Смелое решение смелых парней - вылечить катаракту полной слепотой.

Источник: archive.feedblitz.com

Геморрой

Средневековый человек верил: если не будешь молиться одному из богов, то заболеешь геморроем. А лечили такою болезнь более, чем суровым способом: вставляли в задний проход арматуру из раскаленного железа. Поэтому парни средневековья больше, чем просто боялись и преклонялись перед геморроидальным божеством.

Источник: newsdesk.si.edu

Хирургия

На операционный стол к средневековому хирургу лучше не ложиться. В противном случае он разрежет тебя нестерильными ножами. И не мечтай об анестезии. Пациенты если и выживали после таких кровавых событий, то ненадолго: медицинские пытки заражали человеческий организм смертельными инфекциями.

Источник: triggerpit.com

Анестезия

Средневековые анестезиологи не особо отличались от их собратьев хирургов. Пока одни резали бедных больных нестерильными ножами, другие в качестве анестезии использовали настойки травы и вина. Одно из самых популярных растений-анестетиков - белладонна. Атропин, входящий в состав травы, способен вызывать возбуждение, доходящее до бешенства. Но чтобы пациенты не вели себя слишком бурно, средневековые анестезиологи подмешивали в зелье опиум.

Источник: commons.wikimedia.org

Трепанация черепа

Средневековые врачи считали, что трепанация черепа поможет вылечить эпилепсию, мигрень, психические расстройства, стабилизировать давление. Поэтому парни проламывали головы беднягам-пациентам. Излишне упоминать о том, что такая операция - сложная и опасная процедура, стерильности которой угрожают даже бактерии, летающие в воздухе. О частых исходах лечения ты и сам уже догадался.

Как развивалась медицина в средневековой Европе? Еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы «яд вышел из ушей, носа, рта и глаз». Но, может, это отдельные казусы, а в остальном все было не так уж плохо? Ознакомление с другими источниками приводит к неутешительному выводу — нет, все так и было.

Европейская средневековая медицина знала лишь несколько универсальных «лекарств» — клизмы, рвотное, кровопускание, прижигание, хлорид ртути и, конечно, молитва. Весь этот набор «лекарственных средств», как легко догадаться, больше вредил излечению больных, чем помогал. Все источники только подтверждают упадочное состояние средневековой христианской медицины в сравнении с арабской.

Вот один из удивительных примеров врачевания у франков.

«Властитель аль-Мунайтыры написал письмо дяде, прося прислать врача, чтобы вылечить нескольких больных его товарищей. Дядя прислал к нему врача-христианина, которого звали Сабит. Не прошло и двадцати дней, как он вернулся обратно.

«Как ты скоро вылечил больных», — сказали мы ему. «Они привели ко мне рыцаря, — рассказывал нам врач, — на ноге у которого образовался нарыв, и женщину, больную сухоткой. Я положил рыцарю маленькую припарку, и его нарыв вскрылся и стал заживать, а женщину я велел разогреть и увлажнить ее состав. К этим больным пришел франкский врач и сказал: «Этот мусульманин ничего не понимаете лечении. Что тебе приятнее, — спросил он рыцаря, — жить с одной ногой или умереть с обеими?» — «Я хочу жить с одной ногой», — отвечал рыцарь.

«Приведите мне сильного рыцаря, — сказал врач, и принесите острый топор». Рыцарь явился с топором, и я присутствовал при этом. Врач положил ногу больного на бревно и сказал рыцарю: «Ударь по его ноге топором и отруби ее одним ударом». Рыцарь нанес удар на моих глазах, но не отрубил ноги; тогда ударил ее второй раз, мозг из костей ноги вытек, и больной тотчас же умер. Тогда врач взглянул на женщину и сказал: «В голове этой женщины дьявол, который влюбился в нее. Обрейте ей голову». Женщину обрили, и она снова стала есть обычную пищу франков — чеснок и горчицу. Ее сухотка усилилась, и врач говорил: «Дьявол вошел ей в голову». Он схватил бритву, надрезал ей кожу на голове крестом и сорвал ее с середины головы настолько, что стали видны черепные кости. Затем он натер ей голову солью, и она тут же умерла. Я спросил их: «Нужен ли я вам еще?» И они сказали: «Нет», и тогда я ушел, узнав об их врачевании кое-что такое, чего не знал раньше»…»

Можно ли доверять такому описанию Усаму ибн Мункыза? Ведь он участник войн с крестоносцами, и франков, понятное дело, терпеть не мог — видел в них «только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападении….». Но судя по тому, что мы знаем о средневековых хирургах, описание Мункыза вполне адекватно. Стоит вспомнить, что вскрытия были запрещены вплоть до XVI века. Анатомия рассматривалась только через призму религии — например, Адриан Спигелий (1578-1625) утверждал, что задница нужна человеку исключительно потому, что является природной подушкой, «сияя на которой, человек может праведно и усердно предаваться размышлениям о божественном».

Даже если хирург научился резать быстро — а к этому они и стремились, памятуя Гиппократа: «Причиняющее боль должно быть в них наиболее короткое время, а это будет, когда сечение выполняется скоро» — то из-за отсутствия обезболивания даже виртуозная техника хирурга выручала лишь в редких случаях. В Древнем Египте попытки обезболивания делались уже в V-III тысячелетиях до н.э. Анестезия в Древней Греции и Риме, в Древнем Китае и Индии осуществлялась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опия и т.п., в XV-XIII веках до н.э. дня этой цели был впервые применен алкоголь. Но в Европе обо всем этом позабыли (несмотря на то, что та же мандрагора, например, упоминалась в Библии). В средние века существовали только такие курьезные методы обезболивания, как «метод общего обезболивания путем удара тяжелым предметом по голове», когда в результате сотрясения мозга больной впадал в бессознательное состояние, оставаясь безучастным к манипуляциям хирурга, кровопускание, пережим сонной артерии и охлаждение (до сих пор существует термин «заморозка», хотя сейчас под этим отнюдь не имеется в виду охлаждение тканей как таковое). Позже возникла не менее затейливая идея ректального наркоза — табачные клизмы.

Обезболивающий эффект подобных средств был ничтожным, и больным оставалось лишь уповать на мастерство хирургов, старавшихся выполнять сложные операции с очень большой скоростью. Обычно не помогало — пациенты умирали от болевого шока (остальные — чуть позже от сепсиса). Схема заболел-умер в те годы была скорее нормой, чем исключением.

«Нож хирурга и боль неотделимы друг от друга! Сделать операции безболезненными — это мечта, которая не осуществится никогда!» — утверждал в конце XVII (!) века известный французский хирург А. Вельно. Только в середине XIX века впервые был применен эфир; 16 октября 1846 года — дата начала современной анестезиологии. Тем не менее суеверные в средние века люди толпами валили к хирургам, чтобы, например, вырезать без всякого наркоза «шишки глупости». Это жировики на голове. Считалось: вырежут — поумнеешь. Иероним Босх запечатлел это действо на картине «Удаление камня глупости».

«Медицинские методы оказания помощи в то время были примитивными и, нередко, жестокими. Особенно в хирургии. Например, для того чтобы ампутировать конечность, в качестве «обезболивающего средства» использовался тяжелый деревянный молоток, «киянка», удар которого по голове приводил к потере сознания больного, с другими непредсказуемыми последствиями. Раны прижигали каленым железом, или поливали крутым кипятком или кипящей смолой».

Европейское население на протяжении второго тысячелетия косили эпидемии эрготизма, оспы, чумы, туберкулеза, тифа, сифилиса и проказы. Знаменитый Нострадамус успешно боролся с чумой элементарным соблюдением правил гигиены — купался каждый день. Но сильно верующий христианин не мог себе такого позволить, ибо мыться — грех. Еще в XI веке папа Климент III издал указ, в силу которого было запрещено по воскресеньям купаться и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже мало кто мылся. Позже, кроме религиозных причин, возникнут и вполне объективные — в Западной Европе кончатся леса (на приготовление пищи дров уже не хватало — только на костры Святой инквизиции), наступит похолодание (так называемый малый ледниковый период, в Париже даже колокола от холода трескались) и мыться в холодной воде станет практически невозможно: ведь далеко не все — «моржи». Люди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору Ф.Е. Бильцу в популярном учебнике медицины конца ХIХ (!) века приходилось уговаривать народ мыться.

«Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц в книге «Новое природное лечение», — после пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…». Доктору мало кто верил…

С эпидемиями в средневековье боролись по разному. Прокаженных, например, множество которых появилось в Европе уже после первого крестового похода, в города просто не пускали, ибо самого прокаженного считали проклятым. У городских ворот были поставлены специальные привратники для задержания больных проказой. В сельских же местностях прокаженных обязывали предупреждать о своем появлении звуками трещотки, рога или колокольчика. Всех, кто казался соседям «нечистым», просто изгоняли из города. Заболевший считался обреченным. При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы он был уже мертв, после чего ему давали особую одежду и уже упомянутые трещотку или колокольчик, дабы предупреждал здоровых людей о своем приближении. Те, кому «повезло», попадали под присмотр очередного христианского ордена им. св. Лазаря, давшего имя лазаретам. Орден организовывал лепрозории для больных проказой, откуда те «не могли выходить под угрозой смертной казни. Только в Центральной Европе к 1250 г. этих лепрозориев насчитывалось уже 19000. Все ужасно боялись людей, «гниющих заживо».

Во Франции прокаженных обязали жить в специальных домах -лепрозориях. На протяжении всего периода средневековья составлялись «правила» поведения прокаженного и его родственников. Вот одно их них. «Как только болезнь обнаруживалась, человека отводили в религиозный трибунал, который… осуждал его на смерть». Что это означало? Несчастного отводили в церковь, где все было приготовлено для похорон. Больного клали в гроб, служили заупокойную службу, относили на кладбище, опускали в могилу и сбрасывали на него несколько лопат земли со словами: «Ты не живой, ты мертвый для всех нас». После этого больного вытаскивали из могилы и отвозили в лепрозорий. Навсегда. Больше он никогда не возвращался домой, в семью. Для всех он был мертв.

Здесь в самый раз задаться вопросом: насколько верной была диагностика заболеваний? Как безграмотные монахи и врачи могли поставить диагноз верно? Обычно диагностика сводилась к чему-то вроде поисков «проказы на одежде и на бороде» — точно как объяснено в Библии. Поэтому, если хронисты пишут об эпидемии чумы, надо еще выяснять, какая именно болезнь имеется в виду — «огненная чума» (отравление спорыньей) или чума непосредственно. Симптомы слишком похожи.

Церковь и население лучше врачей «понимало» причины эпидемий. Если эпидемия — то значит за грехи. В дальнейшую диагностику церковники не углублялись, и боролись с «происками дьявола» единственным логичным для них способом — в средневековой Европе во время эпидемий постоянно звонили колокола, помогая людям справиться с болезнью. Иногда, кроме «деяний дьявола», находили и менее метафизические объяснения. Так эпидемия «черной смерти» — чумы — произошла, как считалось, от того, что евреи отравили колодцы. Богомерзких жидов пожгли, конечно, но на распространении болезни это никак не сказалось — видимо, в деле отравления христиан им помогал сам Дьявол. О существовании смертоносных бацилл (возбудитель чумы, например, был открыт только в самом конце XIX века французским врачом Александром Йерсеном в Гонконге) и о необходимости гигиены никто еще не подозревал. «Зачем ученики Твои преступают предание старцев? Ибо не умывают рук своих» — спросили как-то фарисеи Христа. «Есть неумытыми руками — не оскверняет человека». — ответствовал Спаситель.

Послушные христиане руки мыть перестали. И не только перед едой.

А вот еще один «забавный» и, согласитесь, позорный эпизод из недавней истории медицинского «искусства»: Игнате Семмельвейс, венгерский гинеколог, в 1848 году был лишен права практиковать за то, что он начал публично настаивать на мытье рук во время принятия родов. Высмеянный коллегами-докторами, осужденный и лишенный лицензии, Семмельвейс сошел с ума и умер относительно молодым, в то время как десятки тысяч рожениц и новорожденных продолжали умирать от инфекций, внесенных врачами и повитухами, В основании средневековой медицины лежали четыре типа человеческой природы: черная желчь, желтая желчь, флегма и кровь. Их «баланс» означал хорошее здоровье пациента. А достигался этот «баланс типов человеческой природы» диетами, клизмами и кровопусканием. Врачи, даже куда в более позднее время, стремясь объяснить причины болезней из какого-либо принципа, оказывались в плену еще более фантастических представлений.

Статья Девида Мортона . Внимание : не для слабонервных !

1. Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно

Не секрет, что в Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало. Словом, не лучшее время, чтобы стать пациентом, но... если Вы цените свою жизнь, выбор был не велик...

Чтобы облегчить боль, Вам пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.

Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно! (Фото из Википедии: Урок анатомии)

2. Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом

В Средние века к хирургии прибегали только в самых запущенных ситуациях — под нож или смерть. Одна из причин этого в том, что действительно надежного обезболивающего средства, способного облегчить мучительную боль от суровых резательно-рубительных процедур, просто не существовало. Конечно можно было достать какие-то непонятные зелья облегчающие боль или усыпляющие на время операции, но кто знает что подсунет вам незнакомый торговец снадобьями... Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белины, сока болиголова и уксуса. Этот «коктейль» подмешивали в вино прежде чем дать пациенту.

В английском языке времен Средневековья существовало слово, описывающее обезболивающее - «dwale » (произносится как dwaluh ). Слово это означает белладонна .

Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать.

Парацельс, швейцарский медик, был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто. Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке. Парацельс также использовал лауданум - настойку опия, чтобы облегчить боль. (Фото pubmedcentral : Белладонна — старо-английское обезболивающее)

3. Колдовство: Языческие ритуалы и религиозная епитимья как форма лечения

Ранняя Средневековая медицина чаще всего представляла собой гремучую смесь язычества, религии и плодов науки. С тех пор как церковь получила больше власти, проведение языческих «ритуалов» стало наказуемым преступлением. Среди таких наказуемых преступлений, возможно, было и следующее:

«Если целитель, приближаясь к дому, где лежит больной, увидит рядом лежащий камень, перевернет его, и, если он [целитель] увидит под ним какое-нибудь живое существо — будь то червь, муравей иль другая тварь, то целитель может с уверенностью утверждать, что больной выздоровеет.» (Из книги «The Corrector & Physician», англ. «Напривитель и медик»).

Пациентам когда-либо контактировавшими с больными бубонной чумой советовали провести епитимью — заключалась в том, что Вы признаетесь во всех своих грехах после чего произносите0 молитву, предписанную священником. Кстати говоря, это был самый популярный способ «лечения». Больным говорили, что, возможно, смерть пройдет стороной, если они правильно признаются во всех своих грехах. (Фото motv)

4. Хирургия глаз: болезненно и грозит слепотой

Операция по удалению катаракты в Средние века обычно предполагала наличие какого-либо особо острого инструмента, например, ножа или большой иглы, которым протыкали роговицу и пытались вытолкать хрусталик глаза из образовавшейся капсулы и вытолкать ее вниз к нижней части глаза.

Как только мусульманская медицина получила широкое распространение в средневековой Европе, техника проведения операций над катарактой была улучшена. Для извлечения катаракты теперь использовали шприц. Нежелательную затуманивающую зрение субстанцию просто высасывали им. Полый металлический подкожный шприц вставляли в белую часть глаза и успешно удаляли катаракту, просто высасывая ее.

5. У Вас затруднение мочеиспускания? Вставьте туда металлический катетер!

Застой мочи в мочевом пузыре из-за сифилиса и других венерических заболеваний без сомнений можно назвать одним из самых распространенных заболеваний того времени, когда антибиотиков просто не было. Катетер для мочи — это такая металлическая трубка, которую вставляли через мочеиспускательный канал в мочевой пузырь. Впервые ее начали использовать в середине 1300-х годов. Когда трубкой не получалось достичь цели для того, чтобы устранить преграду испусканию вод, приходилось придумывать другие процедуры, некоторые из них были весьма изобретательны, но, вероятнее всего, все были достаточно болезненные, впрочем как и сама ситуация.

Вот описание лечения почечных камней: «Если Вы собираетесь удалять почечные камни, то, прежде всего, убедитесь в том, что у Вас все есть: человека с не дюжей силой нужно посадить на скамью, а ноги его положить на стул; пациент должен сидеть на коленках, ноги его должны быть привязаны к шее повязкой или лежать на плечах ассистента. Лекарь должен встать подле пациента и вставить два пальца правой руки в анус, давя при этом левой рукой на лобковую область пациента. Как только пальцы дотянутся до пузыря сверху, его нужно будет весь ощупать. Если пальцы нащупают твердый, крепко засевший шарик, то это почечный камень... Если Вы хотите извлечь камень, то этому должна предшествовать легкая диета и голодание в течении двух дней. На третий день,... нащупайте камень, протолкните его к шейке пузыря; там, на входе, приложите два пальца над анусом и сделайте продольный разрез инструментом, после чего извлеките камень.» (Фото: Коллекция Мак-Кинни)

6. Хирург на поле брани: стрелы вытаскивать — это тебе не в носу ковырять...

Длинный лук — большое и мощное оружие, способное посылать стрелы на огромные дистанции, в Средние века обрел много поклонников. Но это и создало настоящую проблему для полевых хирургов: как же вытащить стрелу из тел солдат.

Наконечники боевых стрел не всегда приклеивали к древку, чаще они прикреплялись теплым пчелиным воском. Когда воск затвердевал, стрелами можно было без проблем пользоваться, но после выстрела, когда нужно было вытащить стрелу, древко стрелы вытаскивалось, а наконечник не редко оставался внутри тела.

Одно из решений этой проблемы — это ложка для стрел, созданная по идее арабского медика по имени Альбукасис (Albucasis). Ложка вставлялась в рану и прикреплялась к наконечнику стрелы, чтобы ее можно было спокойно вытащить из раны не причиняя ущерба, т. к. зубцы наконечника были закрыты.

Раны подобные этой также лечились прижиганием, когда накаленный до красна кусок железа прикладывали к ране, чтобы прижечь ткань и кровеносные сосуды и предотвратить кровопотерю и инфекции. Прижигание часто использовалось при ампутации.

На иллюстрации выше можно увидеть гравюру «Израненный человек», которая часто использовалась в различных медицинских трактатах для иллюстрации тех ран, которые полевой хирург может увидеть на поле боя. (Фото: )

7. Кровопускание: панацея от всех болезней

Медики Средневековья верили, что большинство человеческих болезней — это результат избытка жидкости в теле (!). Лечение же состояло в том, чтобы избавиться от излишней жидкости, откачав большое количество крови из тела. Для этой процедуры обычно использовалось два метода: гирудотерапия и вскрытие вены.

При гирудотерапии медик прикладывал к пациенту пиявку, кровососущего червя. Считалось, что пиявок нужно класть на место, которое больше всего беспокоит пациента. Пиявкам позволяли кровопийствовать пока пациент не начнет падать в обморок.

Вскрытие вены — это прямое разрезание вен, обычно на внутренней стороне руки, для последующего высвобождения приличного количества крови. Для этой процедуры использовали ланцет - тонкий примерно в 1,27 см длинной нож, протыкающий вену и оставляющий небольшую ранку. Кровь стекала в миску, которую использовали для определения количества полученной крови.

Монахи во многих монастырях часто прибегали к процедуре кровопускания - причем, не зависимо от того больны они или нет. Так сказать, для профилактики. При этом их освобождали на несколько дней от своих обычных обязанностей для реабилитации. (Фото: Коллекция Мак-Кинни и )

8. Деторождение: женщинам говорили — готовьтесь к вашей смерти

Деторождение в Средние века считалось настолько летальным действом, что Церковь советовала беременным женщинам заранее готовить саван и признаться в содеянных грехах на случай смерти.

Акушерки были важны для Церкви из-за их роли в крещении при чрезвычайных ситуациях и их деятельность регулировалась римским-католическим законом. Популярная средневековая пословица говорит: «Чем лучше ведьма, тем лучше из нее акушерка» ("The better the witch; the better the midwife"). Чтобы обезопаситься от ведьмовства, Церковь обязывала акушерок получать лицензию у епископов и давать клятву не применять магию на работе при родах.

В ситуациях, когда ребенок рождается в неправильной позиции и выход затруднен, акушеркам приходилось разворачивать ребенка прямо в чреве или трясти кровать, чтобы попытаться придать более правильное положение плоду. Мертвого ребенка, которого не удалось извлечь, обычно резали на кусочки прямо в матке острыми инструментами и вытаскивали специальным инструментом. Оставшуюся плаценту извлекали с помощью противовеса, который вытаскивал ее силой. (Фото: Википедия)

9. Клистир: средневековый метод введения лекарств в анус

Клистир — это средневековая версия клизмы, инструмента для введения жидкости в тело через анус. Клистир выглядит как длинная металлическая трубка с чашеобразной вершиной, через которую лекарь заливал лечебные жидкости. На другом конце, узком, было проделано несколько отверстий. Этим концом сей инструмент и вставляли в место пониже спины. Жидкость заливалась, а для пущего эффекта, чтобы загнать лекарственные средства в кишку, использовался инструмент, напоминающий поршень.

Самой популярной жидкостью, заливаемой клистиром, была теплая вода. Тем не менее, иногда использовались и различные мифические чудодейственные снадобья, например, приготовленные из желчи голодного хряка или уксуса.

В 16 и 17 веках средневековый клистир заменила более привычная нам клизменная груша. Во Франции, такое лечение даже стало довольно модным. Королю Людовику XIV поставили 2,000 клизм за все время своего правления. (Фото CMA)

10. Геморрой: лечим агонию ануса закаленным железом

Лечение многих болезней в Средние века часто включало молитвы святым покровителям в надежде на божественное вмешательство. Ирландский монах 7 века, Святой Фиакр был покровителем страдающих геморроем. Из-за работы в саду у него развился геморрой, но, однажды, сидя на камне, он чудесным образом исцелился. Камень дожил до сегодняшних дней и его посещают до сих пор все, ищущие подобного исцеления. В Средние века эту болезнь часто называли «Проклятье Св. Фиакра».

В особо тяжелых случаях геморроя средневековые лекари применяли прижигание раскаленным металлом для лечения. Другие же верили, что решить проблему можно, вытолкнув геморрой ногтями. Этот метод лечения предложил греческий медик Гиппократ .

3 ответа

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем. Также упоминается и о новообразованиях. Их Папирус Эберса называет неизлечимыми.

Античные врачи описывали гонорею как воспалительный процесс мочеиспускательного канала с гнойными и кровянистыми выделениями. По одной из версий, древнегреческий философ Эпикур скончался от осложнений заболевания – двухнедельной задержки мочи, вызванной сужением уретры.

Термин «гонорея» был введён Клавдием Галеном. Он образован от двух древнегреческих слов, «gonos» - «семя» и «rheo» - «теку». Это было связано с тем, что медики Античности ошибочно считали гонорею непроизвольным истечением спермы.

Заболевание было хорошо известно на средневековом Востоке. Врачи рекомендовали для его лечения спринцевание уретры свинцовыми растворами и промывание мочевого пузыря с помощью серебряного шприца.

Одно из упоминаний гонореи связано с Третьим крестовым походом. Во время осады Акры (1189 – 1191) среди его участников наблюдались симптомы, схожие с гонорейными. В XII – XIII в. признаки заболевания описывали в своих трудах представители Салернской врачебной школы. Итальянский хирург Гульельмо да Саличето (1210 – 1277) упоминал о язвах полового происхождения.

Осознавая заразность заболевания и его связь с сексуальной активностью, в европейских странах предпринимались различные законодательные меры борьбы с инфекцией. В 1161 г. английский парламент издал постановление с целью уменьшить распространение «опасной немощи жжения». Собственные меры предпринял епископ Винчестерский, являвшийся владельцем и покровителем лондонских публичных домов. В 1162 г. он запретил принимать посетителей проституткам, у которых было «всякое заболевание, сопровождающееся жжением». Схожие меры были приняты во Франции. Король Людовик IX Святой в 1256 г. выпустил ордонанс, наказывающий ссылкой за распространение гонореи.

В общем, набор хронических заболеваний, которыми страдали люди Античности и Средневековья, мало чем отличался от современных недугов. Другое дело, что современная медицина успешно справляется с многими из них. И те болезни, которые раньше означали страдания и смерть, сейчас вполне излечимы.

Неверно было бы утверждать, что люди древности и средних веков совершенно не знали хронических заболеваний из – за малой продолжительности жизни, которая была связана с тяжёлыми бытовыми условиями и эпидемиями смертоносных инфекций. Разумеется, данный фактор играл свою роль. В тоже время хронические болезни были достаточно распространённым явлением. При низком уровне развития медицины они зачастую приводили к инвалидности и смерти.

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 до н. э.) посвятил свой труд «О священной болезни» одному из самых распространённых хронических неврологических заболеваний – эпилепсии. В те времена считалось, что она вызывается божественной волей. Страдавшим эпилепсией людям приписывались сверхъестественные способности. Гиппократ стремился рационально объяснить её возникновение. Он писал: «Болезнь, прозванная священной, ничуть не более священна, чем остальные, но имеет естественные причины». Гиппократ полагал, что приступы эпилепсии провоцируются солнцем, ветрами и холодом, изменяющими консистенцию мозга. Также в своей работе Гиппократ дал описание симптомов бронхиальной и сердечной астмы. Он не рассматривал их в качестве самостоятельных заболеваний. Астматическое удушье расценивалось им как часть эпилептического приступа.

Отношение к эпилепсии изменилось с приходом Средневековья. Христианская церковь считала её, наряду с психозами и шизофренией, проявлением дьявольской одержимости. Такое мнение было заложено ещё в период упадка Римской империи. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407) в послании к отшельнику Стагирию, которого считали одержимым демонами, указал несколько признаков бесноватости, напоминающих симптомы эпилепсии. Он писал «о корчах в руках, об искривлении глаз, о пене на устах, о страшном и невнятном голосе, трясении тела, продолжительном обмороке». Схожее описание бесноватости содержится и в сочинениях епископа Кирилла Александрийского (376 – 444).

Для лечения эпилепсии, а также других нервных и психических расстройств, церковь в Средневековье применяла собственные методы лечения, призванные изгнать демонов из человека, – святую воду, специальные молитвы и паломничество к священным местам. Разумеется, они не приводили к выздоровлению.

Медикам Античности и Средневековья было знакомо такое заболевание как диабет. Первым его описал древнеримский врач II в. Аретей Каппадокийский. Он указывал на такие симптомы как учащённое мочеиспускание и неутолимая жажда. Аретей писал: «Жидкость не остаётся в организме, используя его, как лестницу для того, чтобы скорее его покинуть». Название заболеванию дал его современник – греческий врач Деметриос из Апамании. Оно происходит от слова «diabaino» - «прохожу сквозь». Диабет на протяжении веков лечили лекарственными травами и физическими упражнениями. Но такие методы были малопродуктивны. Многие больные умирали. При этом среди них были, в основном, люди с диабетом первого типа, то есть инсулинозависимые.

Другим заболеванием, хорошо известным людям прошлого, был ревматизм. Его достаточно подробно описал Гиппократ. Он считал, что болезнь вызывается особой ядовитой жидкостью, «исходящей из мозга и распространяющейся на кости и суставы». От греческого слова «ревма», что в переводе означает «поток, течение», произошло современное название заболевания. Впервые его употребил древнеримский врач II в. Клавдий Гален. Долгое время ревматизмом называли любые поражения суставов. Впервые выделил его в отдельное заболевание в XVII в. Гийом де Байю (1538 – 1616), личный врач французского короля Генриха IV. Он подчёркивал, что патологии суставов могут быть результатом поражения всего организма.

Широко распространены были различные кожные заболевания. В своих сочинениях Гиппократ активно использовал распространённый в то время термин «psora», что в переводе означает «зуд». Под ним подразумевался целый ряд дерматологических заболеваний, в том числе хронических, проявляющихся бугристостью на кожных покровах, появлением сыпи, роговых чешуек и пятен. К ним относились экземы, лишаи, микозы, проказа и волчанка. Их возникновение Гиппократ объяснял нарушением равновесия жидкостей в организме. Позже Клавдий Гален в своих работах классифицировал кожные болезни по локализации. Он выделил заболевания кожи головы, рук и ног. Для обозначения патологий, характеризующихся разрастанием чешуек на коже и сильным зудом, Гален ввёл термин «psoriasis», образованный от греческого слова, применявшегося Гиппократом.

В Средневековье хронические дерматологические заболевания не различались. Их зачастую отождествлялись со схожими по симптомам тяжёлыми инфекциями. Псориаз и экзема считались одними из проявлений проказы. В связи с этим больных изолировали от общества в лепрозориях. Им необходимо было носить с собой колокольчик или трещотку, чтобы извещать других людей о своём приближении.

В средневековых трактатах неоднократно упоминается заболевание под названием «noli me tangere» (в переводе с латыни - «не прикасайся ко мне»). Этот термин подразумевал целый ряд патологий, включая волчанку, различные виды бородавок и кожных опухолей. Все они считались неизлечимыми.

Несмотря на сложность в различении дерматологических заболеваний средневековым врачам удалось внести вклад в накопление знаний о болезнях кожи. Французский хирург Ги де Шолиак (1298 – 1368), занимавший должность папского лейб – медика в период Авиньонского пленения, классифицировал пять типов стригущего лишая. Его исследование считалось единственно верным вплоть до XIX в.

Отдельно стоит сказать о венерических болезнях. До масштабной эпидемии сифилиса конца XV – первой половины XVI вв. одним из самых распространённых заболеваний была гонорея. Упоминание о ней встречается ещё в ветхозаветной Книге Левит. Заболевание рассматривалось как источник ритуальной нечистоты. В тоже время описывались санитарные меры для предотвращения заражения окружающих: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет имеющий истечение семени, нечиста; и кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую – либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера».

В Средние века медицина развивалась медленно. Накопления новых знаний практически не происходило, поэтому активно использовались те, что были получены еще во времена Античности. Однако именно в Средние века появились первые больницы, а также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.

Медицина и религия

Активно развивалась христианская религия, поэтому все процессы объяснялись божественным вмешательством. Лечение было заменено магическими и религиозными обрядами. Появился культ святых. В места погребений стекалось множество паломников, несущих дары. Существовали святые, считавшиеся защитниками от определенных болезней.

Большой популярностью пользовались амулеты и обереги. Считалось, что они способны защитить от болезней и беды. Распространены были амулеты с христианской символикой: кресты, строчки из молитв, имена ангелов-хранителей и т.д. Имела место вера в целебное действие крещения и причастия. Не было такого заболевания, против которого не существовало бы специальной молитвы, заклятия или благословения.

Средневековые врачи

Развитой отраслью была практическая медицина, занимались которой в основном банщики-цирюльники. В их обязанности входили: кровопускания, вправления суставов, ампутации конечностей и ряд других процедур. Банщики-цирюльники в то время не пользовались уважением в обществе. Это было связано с тем, что у простого народа их образ непременно ассоциировался с болезнью и нечистотами.

Только в позднее Средневековье авторитет лекарей стал возрастать. В связи с этим возросли и требования к их мастерству. Банщик-цирюльник перед тем, как заниматься практикой, должен был пройти восьмигодичное обучение, а затем сдать экзамен в присутствии старейших представителей профессии, докторов медицины и одного их членов городского совета. В ряде европейских городов из числа банщиков-цирюльников позже были выделены цеха хирургов.

Лекарственные растения

Было известно большое количество растений и трав. Но даже их сбор непременно сочетался с религиозными и магическими обрядами. Например, многие растения собирались в определенное время и в определенном месте, а процесс сопровождался ритуалами и молитвами. Часто он приурочивался к определенным христианским праздникам. Целебными считались и ряд пищевых продуктов - вода, соль, хлеб, мёд, молоко, пасхальные яйца.

Средневековые больницы

В Раннее Средневековье появились первые больницы. Вначале они организовывались при церквях и монастырях. Эти госпитали изначально предназначались для нищих, странников и обездоленных. Лечением занимались монахи.

В позднем Средневековье больницы стали открываться состоятельными горожанами. Позже в этом процессе стали участвовать и местные власти. В такие стационары имели право обращаться бюргеры и те, кто внес специальный взнос.

Средневековые эпидемии

Так как Средние века были эпохой войн и крестовых походов, то на разоренных территориях часто свирепствовали эпидемии. Наиболее распространенными заболеваниями были бубонная чума, лепра (проказа), сифилис, туберкулез, оспа, тиф и дизентерия. От этих инфекций в Средние века гибло гораздо больше людей, чем от войн.

Помимо перечисленных болезней, достаточно распространенной патологией были заболевания нервной системы и различные уродства. Согласно христианской религии, все перечисленные болезни были не чем иным, как кара человечеству за совершенные грехи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»