Психологические отклонения у детей. Психические заболевания: полный список и описание болезней

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Здоровье

Чтобы помочь детям, у которых не было диагностировано психического нарушения, исследователи обнародовали перечень 11-ти настораживающих, легко распознаваемых признаков , которые могут быть использованы родителями и другими людьми.

Этот список призван помочь восполнить пробел между числом детей, страдающих от психических заболеваний, и тех, кто на самом деле проходят лечение.

Исследования показали, что трое из четырех детей с нарушениями психического здоровья, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью , пищевые нарушения и биполярное расстройство, остаются незамеченными и не получают надлежащего лечения .

Родители, которые заметили любые из предупреждающих признаков, должны обратиться к педиатру или специалисту по психическим расстройствам для психиатрической оценки. Исследователи надеются, что предложенный перечень симптомов поможет родителям отличить нормальное поведение от признаков психического заболевания .

"Многие люди не могут быть уверенны в том, есть ли у их ребенка какая-то проблема ,"- утверждает Д-р Питер С. Дженсен (Dr. Peter S. Jensen), профессор психиатрии. "Если у человека есть ответ "да" или "нет", то ему легче принять решение ."

Определение психического нарушения в юности также позволит детям получить лечение раньше, что сделает его более эффективным. У некоторых детей может проходить до 10 лет от того времени, когда появились симптомы, и момента, когда они начинают получать лечение.

Чтобы составить список, комитет рассмотрел исследования, посвященные психическим расстройствам, в которых приняло участие более 6000 детей.

Вот 11 предупреждающих признаков психических расстройств:

1. Чувство глубокой печали или замкнутости, которое продолжается больше 2-3 недель.

2. Серьезные попытки навредить или убить себя, или планы сделать это.

3. Внезапный, всепоглощающий страх без причины, иногда сопровождающийся сильным сердцебиением и быстрым дыханием.

4. Участие во множестве драк, включая применение оружия, или желание кому-то навредить.

5. Жестокое, бесконтрольное поведение, которое может причинить вред себе или другим.

6. Отказ от еды, выбрасывание еды или использование слабительных средств, чтобы похудеть.

7. Сильные тревоги и страхи, которые мешают обычной активности.

8. Сильные трудности с концентрацией или неспособность усидеть на месте, что причиняет вам физическую опасность или становится причиной неуспеваемости.

9. Многократное использование наркотиков и алкоголя.

10. Сильные перепады настроения, которые ведут к проблемам в отношениях.

11. Резкие перемены в поведении или личности

Эти признаки не являются диагнозом, и для точного диагноза родителям стоит обратиться к специалисту. К тому же исследователи объяснили, что эти признаки не обязательно проявляются у детей с психическими расстройствами.

Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез - отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
  • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
  • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
  • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
  • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.
  • Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

    Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

    Психические заболевания у детей

    Признаки нервно-психических заболеваний могут оставаться незамеченными в течении многих лет. Почти три четверти детей с серьезными расстройствами психического характера (СДВГ, пищевыми и биполярными нарушениями), не получив помощи от специалистов, остаются наедине со своими проблемами.

    Если определить нервно-психическое расстройство в юном возрасте, когда заболевание находится на начальной стадии, лечение будет более эффективным и результативным. Кроме того, появится возможность избежать многих осложнений, к примеру, полного распада личности, способности мыслить, воспринимать реальность.

    Обычно проходит около десяти лет с момента появления первых, еле заметных симптомов до того дня, когда нервно-психическое расстройство проявится в полную силу. Но тогда лечение будет менее эффективным, если такую стадию нарушения вообще можно будет излечить.

    Как определить?

    Чтобы родители могли самостоятельно определить симптомы психических нарушений и вовремя помочь своему ребенку, специалисты в области психиатрии обнародовали несложный тест, состоящий из 11 вопросов. Тест поможет легко распознать настораживающие признаки, свойственные широкому кругу психических расстройств. Таким образом, возможно качественно сократить количество страдающих детей, присоединив их к числу ребят, которые уже проходят лечение.

    Тест «11 признаков»

    1. Вы замечали у ребенка состояние глубокой меланхолии, замкнутости, которое длится более 2-3 недель?
    2. Проявлял ли ребенок бесконтрольное, жестокое поведение, опасное для окружающих?
    3. Наблюдались ли стремление навредить людям, участие в драках, возможно даже с применением оружия?
    4. Ребенок, подросток совершал попытки повредить свое тело или самоубийства либо высказывал намерения сделать это?
    5. Возможно, были приступы внезапного беспричинного всепоглощающего страха, паники, при этом учащалось сердцебиение и дыхание?
    6. Отказывался ли ребенок от еды? Возможно, вы находили в его вещах слабительные средства?
    7. Характерны ли ребенку хронические состояния тревожности и страха, тормозящие нормальную активность?
    8. Ребенок не может сконцентрироваться, неусидчив, характеризуется школьной неуспеваемостью?
    9. Вы замечали, что ребенок неоднократно употреблял алкогольные и наркотические вещества?
    10. Настроение ребенка часто меняется, ему трудно строить и поддерживать нормальные отношения с окружающими?
    11. Личность и поведение ребенка часто менялось, перемены были резкими и необоснованными?


    Данная методика создана с целью помочь родителям определить, какое поведение для ребенка может считаться нормальным, а какое требует особого внимания и наблюдения. Если большинство симптомов регулярно проявляются в личности ребенка, родителям рекомендуется обратиться за более точной диагностикой к специалистам в области психологии и психиатрии.

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость диагностируется с раннего возраста, проявляется недоразвитостью общих психических функций, где преобладают дефекты мышления. Умственно отсталые дети отличаются пониженным уровнем интеллекта – ниже 70, социально не адаптированы.

    Симптомы умственной отсталости (олигофрении) характеризуются расстройствами эмоциональных функций, а также значительной интеллектуальной недостаточностью:

  • нарушается или отсутствует познавательная потребность;
  • замедляется, сужается восприятие;
  • возникают трудности с активным вниманием;
  • ребенок запоминает информацию медленно, непрочно;
  • бедный словарный запас: слова используются неточно, фразы неразвиты, речь характеризуется обилием штампов, аграмматизмов, заметны дефекты произношения;
  • слабо развиты нравственные, эстетические эмоции;
  • отсутствуют устойчивые мотивации;
  • ребенок зависим от внешних воздействий, не умеет контролировать простейшие инстинктивные потребности;
  • возникают трудности с прогнозированием последствий собственных поступков.
  • Умственная отсталость возникает из-за любых повреждений мозга во время внутриутробного развития плода, при родах либо в первый год жизни. В основном причины олигофрении обусловлены:

  • генетической патологией – «хрупкой икс-хромосомой».
  • прием алкоголя, наркотиков во время беременности (эмбрионально-алкогольным синдромом);
  • инфекции (краснуха, ВИЧ и другие);
  • физическое повреждение тканей мозга во время родов;
  • заболевания ЦНС, инфекции мозга (менингит, энцефалит, интоксикация ртутью);
  • факты социально-педагогической запущенности не являются прямой причиной олигофрении, но существенно усугубляют остальные вероятные причины.
  • Можно ли вылечить?

    Умственная отсталость – патологическое состояние, признаки которого могут обнаруживаться спустя многие годы после воздействия вероятных повреждающих факторов. Поэтому вылечить олигофрению сложно, легче попытаться предотвратить патологию.

    Однако состояние ребенка можно существенно облегчить специальным обучением и воспитанием , выработать у ребенка с олигофренией простейших навыков гигиены и самообслуживания, коммуникативных и речевых навыков.

    Лечение препаратами применяют только в случае возникновения осложнений, например расстройств поведения.

    Задержка психического развития

    При задержке психического развития (ЗПР) у ребенка личность патологически незрелая, медленно развивается психика, нарушена познавательная сфера, проявляются тенденции обратного развития. В отличии от олигофрении, где преобладают нарушения интеллектуальной сферы, ЗПР затрагивает преимущественно эмоциональную и волевую сферу.

    Психический инфантилизм

    Часто у детей проявляется психический инфантилизм, как одна из форм ЗПР. Нервно-психическая незрелость инфантильного ребенка выражается расстройствами эмоциональной и волевой сферы. Дети отдают предпочтение эмоциональным переживаниям, играм, в то время, как познавательный интерес снижен. Инфантильный ребенок не способен приложить волевых усилий для организации интеллектуальной деятельности в школе, плохо адаптируется к школьной дисциплине. Также выделяют другие формы ЗПР: задержка развития чети, письма, чтения и счета.

    Каков прогноз?

    Прогнозируя эффективность лечения ЗПР, нужно учитывать причины возникновения нарушений. К примеру, признаки психического инфантилизма можно полностью сгладить, организовывая воспитательные и обучающие мероприятия. Если же задержка развития обусловлена серьезной органической недостаточностью ЦНС, эффективность реабилитации будет зависеть от степени повреждений мозга основным дефектом.

    Чем помочь ребенку?

    Комплексную реабилитацию детей с задержкой психического развития проводят сразу несколько специалистов: психиатр, педиатр и логопед. Если необходимо направление в специальное реабилитационное учреждение, ребенка осматривают врачи из медико-педагогической комиссии.

    Эффективное лечение ребенка с ЗПР начинается с ежедневной домашней работы с родителями. Подкрепляется посещением специализированных логопедических и групп для детей с ЗПР в дошкольных учреждениях, где ребенку оказывают помощь и поддержку квалифицированные логопеды-дефектологи, педагоги.

    Если к школьному возрасту ребенка не удалось полностью избавить от симптомов задержки нервно-психического развития, можно продолжить обучение в спец-классах, где школьная программа адаптирована под потребности детей с патологиями. Ребенку будут оказывать постоянную поддержку, обеспечивая нормальное формирование личности и самооценки.

    Синдром дефицита внимания

    Синдромом дефицита внимания (СДВ) страдают многие дети дошкольного возраста, школьники и подростки. Дети не способны долго концентрировать внимание, чрезмерно импульсивны, гиперактивны, не внимательны.

    СДВ и гиперактивность диагностируют у ребенка, если наблюдается:

  • чрезмерная возбудимость;
  • неусидчивость;
  • ребенок легко отвлекается;
  • не умеет сдерживать себя и свои эмоции;
  • не способен следовать инструкциям;
  • внимание рассеянно;
  • легко перескакивает с одного дела на другое;
  • не любит спокойных игр, предпочитает опасные, подвижные дела;
  • чрезмерно болтлив, в разговоре перебивает собеседника;
  • не умеет слушать;
  • не умеет соблюдать порядок, теряет вещи.
  • Почему развивается СДВ?

    Причины возникновения синдрома дефицита внимания связаны со многими факторами:

  • ребенок генетически предрасположен к СДВ.
  • во время родов была мозговая травма;
  • ЦНС повреждена токсинами либо бактериально-вирусной инфекцией.
  • Последствия

    Синдром дефицита внимания трудноизлечимая патология, однако, применяя современные методики воспитания, со временем можно существенно снизить проявления гиперактивности.

    Если состояние СДВ оставить без лечения, возможно в будущем у ребенка возникнут трудности с обучаемостью, самооценкой, адаптацией в социальном пространстве, семейные проблемы. У повзрослевших детей с СДВ чаще наблюдаются наркотическая и алкогольная зависимость, конфликты с законом, асоциальное поведение и разводы.

    Виды лечения

    Подход к лечению синдрома дефицита внимания должен быть комплексным и разносторонним, включать следующие методики:

  • витаминотерапия и антидепрессанты;
  • обучение детей самоконтролю по различным методикам;
  • «поддерживающая» обстановка в школе и дома;
  • специальная укрепляющая диета.
  • Дети, больные аутизмом находятся в состоянии постоянного «экстремального» одиночества, не способны установить эмоциональный контакт с окружающими, социально и коммуникативно не развиты.

    Дети-аутисты не смотрят в глаза, их взгляд блуждает, будто в нереальном мире. Отсутствует выразительная мимика, речь не имеет интонации, они практически не используют жесты. Ребенку тяжело выразить свое эмоциональное состояние, тем более понять эмоции другого человека.

    Как проявляется?

    У детей с аутизмом проявляется стереотипное поведение, им сложно менять обстановку, жизненные условия, к которым привыкли. Малейшие изменения вызывают панический страх и сопротивление. Аутисты склонны совершать однообразные речевые и двигательные действия: трясут руками, подпрыгивают, повторяют слова и звуки. В любой деятельности ребенок с аутизмом предпочитает однообразие: привязывается и совершает однообразные манипуляции определенными предметами, выбирает одну и ту же игру, тему разговора, рисования.

    Заметны нарушения коммуникативной функции речи. Аутистам сложно общаться с окружающими, просить родителей о помощи , однако они с удовольствием декламируют любимое стихотворение, выбирая постоянно одно и то же произведение.

    У детей с аутизмом наблюдаются эхолалии , они постоянно повторяют услышанные слова и фразы. Неправильно применяют местоимения , могут называть себя «он» или «мы». Аутисты никогда не задают вопросов, и практически не реагируют, когда окружающие обращаются к ним , то есть полностью избегают общения.

    Причины развития

    Учеными было выдвинуто множество гипотез о причинах развития аутизма, выявлено около 30 факторов, способных провоцировать развитие заболевания, однако ни один из них не является самостоятельной причиной возникновения аутизма у детей.

    Известно, что развитие аутизма связано с формированием особой врожденной патологии, которая основывается на недостаточности ЦНС . Такая патология формируется из-за генетической предрасположенности, хромосомных аномалий, органических нарушений нервной системы при патологической беременности или родов, на фоне ранней шизофрении.

    Вылечить аутизм очень сложно, потребуются огромные усилия со стороны родителей, в первую очередь, а также командная работа многих специалистов: психолога, логопеда, педиатра, психиатра и дефектолога.

    Перед специалистами стоит множество проблем, решать которые нужно постепенно и комплексно:

  • скорректировать речь и обучить ребенка общаться с окружающими;
  • развивать моторику с помощью специальных упражнений;
  • используя современные обучающие методики, преодолеть интеллектуальное недоразвитие;
  • решить проблемы внутри семьи, чтобы убрать все препятствия для полноценного развития ребенка;
  • применяя специальные препараты, скорректировать расстройства поведения, личности и другие психопатологические симптомы.
  • Шизофрения

    При шизофрении происходят изменения личности, которые выражаются эмоциональным оскудением, снижением энергетического потенциала, утратой единства психических функций, прогрессированием интровертированности.

    Клинические признаки

    У дошкольников и школьников наблюдаются следующие признаки шизофрении:

  • грудные дети не реагируют на мокрые пеленки и чувство голода, редко плачут, спят беспокойно, часто просыпаются.
  • в осознанном возрасте главным проявлением становится необоснованный страх, сменяющийся абсолютным бесстрашием, настроение часто меняется.
  • появляются состояния двигательного угнетения и возбуждения: ребенок подолгу застывает в нелепой позе, практически обездвиженный, а временами внезапно начинают бегать взад-вперед, скакать, вопить.
  • наблюдаются элементы «патологической игры», которая отличается монотонностью, однообразностью и стереотипным поведением.
  • Школьники, больные шизофренией, ведут себя следующим образом:

  • страдают речевыми расстройствами, употребляя неологизмы и стереотипные фразы, иногда проявляется аграмматизм и мутизм;
  • даже голос ребенка меняется, становится «поющим», «скандирующим», «шепотным»;
  • мышление непоследовательное, нелогичное, ребенок склонен мудрствовать, философствовать на возвышенные темы о вселенной, смысле жизни, конце света;
  • страдает зрительными, тактильными, изредка слуховыми галлюцинациями эпизодического характера;
  • появляются соматические расстройства желудка: отсутствие аппетита, понос, рвота, недержание кала и мочи.

  • Шизофрения у подростков проявляется такими симптомами:

  • на физическом уровне проявляется головная боль, быстрая утомляемость, рассеянность;
  • деперсонализация и дереализация – ребенок ощущает, что изменяется, боится себя, ходит как тень, снижается школьная успеваемость;
  • случаются бредовые идеи, частая фантазия «чужие родители», когда больной считает, что его родители не являются ему родными, ребенку кажется, что к нему окружающие враждебны, агрессивны, пренебрежительны;
  • наблюдаются признаки обонятельных и слуховых галлюцинаций, навязчивых страхов и сомнений, которые заставляют ребенка делать нелогичные действия;
  • проявляются аффективные расстройства – страх смерти, сумасшествия, бессонница, галлюцинации и болезненные ощущения в разных органах тела;
  • особенно мучают зрительные галлюцинации, ребенок видит страшные нереальные картины, вселяющие в больного страх, патологически воспринимает действительность, страдает маниакальными состояниями.
  • Лечение препаратами

    Для лечения шизофрении применяют нейролептики: галоперидол, хлоразин, стелазин и прочие. Младшим детям рекомендуют нейролептики более слабого действия. При вялотекущей шизофрении к основной терапии добавляют лечение успокоительными: индопан, ниамид и др.

    В период ремиссии нужно нормализовать домашнюю обстановку, применять воспитательную и образовательную терапию, психотерапию, лечение трудом. Также проводится поддерживающее лечение прописанными нейролептическими препаратами.

    Инвалидность

    Больные шизофрении могут полностью потерять трудоспособность, другие же сохраняют возможность трудиться и даже творчески расти.

    • Инвалидность дается при непрерывно текущей шизофрении , если у больного обнаружилась злокачественная и параноидная форма заболевания. Обычно больных относят ко II группе инвалидности, а если больной утратил способность самостоятельно обслуживать себя, то к I группе.
    • При реккурентной шизофрении , особенно в период острых приступов больные полностью не трудоспособны, поэтому им присваивается II группа инвалидности. В период ремиссии возможен перевод на III группу.
    • Причины эпилепсии связаны преимущественно с генетической предрасположенностью и экзогенными факторами: повреждениями ЦНС, бактериальными и вирусными инфекциями, осложнениями после вакцинации.

      Симптомы приступа

      Перед приступом ребенок испытывает особое состояние – ауру, которое длится 1-3 минуты, однако находится в сознании. Состояние характеризуется сменой двигательного беспокойства и замирания, чрезмерным потоотделением, гиперемией лицевых мышц. Малыши трут руками глаза, старшие дети говорят о вкусовых, слуховых, зрительных или обонятельных галлюцинациях.

      После фазы ауры наступает потеря сознания и приступ судорожных мышечных сокращений. Во время припадка преобладает тоническая фаза, цвет лица становится бледным, потом багрово-синюшным. Ребенок хрипит, на губах появляется пена, возможно с кровью. Реакция зрачков на свет негативная. Бывают случаи непроизвольного мочеиспускания и дефекации. Эпилептический припадок заканчивается фазой сна. Проснувшись, ребенок ощущает себя разбитым, угнетенным, болит голова.

      Неотложная помощь

      Эпилептические припадки очень опасны для детей, есть угроза жизни и психическому здоровью, поэтому при припадках крайне необходима неотложная помощь.

      В качестве неотложной помощи применяют меры ранней терапии, наркоз, введение мышечных релаксантов. Предварительно с ребенка нужно снять все сдавливающие вещи: ремень, расстегнуть воротник, чтобы не было препятствий поступлению свежего воздуха. Меж зубов вставить мягкий барьер, чтобы в припадке ребенок не прикусил язык.

      Потребуется клизма с раствором хлоралгидрата 2%, а также внутримышечный укол сульфата магния 25% , либо диазепама 0,5%. Если приступ не прекратился через 5-6 минут, нужно ввести половинную дозу противосудорожного препарата.


      При длительной эпилептическом припадке назначается дегидратация раствором эуфиллина 2,4%, фуромесида, концентрированной плазмой . В крайнем случае применяют ингаляционный наркоз (азот с кислородом 2 к 1) и экстренные меры по восстановлению дыхания: интубация, трахеостомия. Далее следует экстренная госпитализация в реанимационное отделение или неврологический стационар.

      Неврозы у ребенка проявляются в виде психической дискоординации, эмоциональной неуравновешенности, нарушениях сна, симптомов неврологических заболеваний.

      Как формируются

      Причины формирования неврозов у детей носят психогенный характер. Возможно у ребенка была психическая травма или его длительное время преследовали неудачи, которые спровоцировали состояние сильного психического напряжения.

      На развитие неврозов влияют как психические, так и физиологические факторы:

    • Длительное психическое напряжение может выразиться в нарушениях функций внутренних органов и спровоцировать язвенную болезнь, бронхиальную астму, гипертонию, нейродермиты, которые в свою очередь только усугубляют психическое состояние ребенка.
    • Также возникают расстройства вегетативной системы: нарушается артериальное давление, появляются боли в сердце, учащенное сердцебиение, расстройства сна, болит голова, дрожат пальцы, в теле усталость и дискомфорт. Такое состояние быстро фиксируется и ребенку трудно избавиться от чувства тревоги.
    • На формирование неврозов существенно влияет уровень стрессоустойчивости ребенка. Эмоционально неуравновешенные дети долго переживают мелкие ссоры с друзьями и близкими, поэтому у таких детей неврозы формируются чаще.
    • Известно, что неврозы у детей возникают чаще в периоды, которые можно назвать «экстремальными» для детской психики. Так большая часть неврозов приходятся на возраст 3-5 лет, когда у ребенка формируется «Я», а также на период полового созревания – 12-15 лет.
    • Среди наиболее распространенных невротических расстройств у детей выделяют: неврастению, истерический артроз, невроз навязчивых состояний.

      Расстройства пищевого поведения

      Расстройствами пищевого поведения страдают преимущественно подростки, самооценка которых сильно занижена из-за негативных мыслей о собственном весе и внешнем виде. Как следствие, вырабатывается патологическое отношение к питанию, формируются привычки противоречащие нормальному функционированию организма.

      Считалось, что анорексия и булимия больше характерны девочкам, но на практике оказывается, что мальчики с не меньшей частотой страдают расстройствами пищевого поведения.

      Данный тип нервно-психических расстройств распространяется очень динамично, постепенно принимая угрожающий характер. Более того, многие подростки успешно скрывают от родителей свою проблему многие месяцы, и даже годы.

      Детей, страдающих анорексией, терзает постоянное чувство стыда и страха, иллюзии по поводу избыточного веса и искаженное мнение о собственное теле, размере и формах. Стремление похудеть подчас доходит до абсурда, ребенок доводит себя до состояния дистрофии.

      Одни подростки применяют жесточайшие диеты, многодневные голодания, ограничивая количество потребляемых калорий до смертельно низкого предела. Другие, стремясь сбросить «лишние» килограммы, терпят чрезмерные физические нагрузки, доводя свой организм до опасного уровня переутомления.

      Подростки с булимией характеризуются периодическими резкими перепадами веса , потому как сочетают периоды обжорства с периодами голодания и очищения. Испытывая постоянную потребность есть все, что попало им в руки, и одновременно дискомфорт и чувство стыда из-за заметно округлившейся фигуры, дети с булимией часто применяют слабительные и рвотные препараты, чтобы очиститься и компенсировать количество съеденных калорий.
      По сути анорексия и булимия проявляется практически одинаково, при анорексии ребенок также может использовать методы искусственного очищения пищи, которую только что съел, путем искусственной рвоты и употребления слабительных препаратов. Однако дети с анорексией чрезвычайно худые, а булимики часто имеют абсолютно нормальный, либо слегка завышенный вес.

      Расстройства пищевого поведения очень опасны для жизни и здоровья ребенка. Такие нервно-психические заболевания трудно держать под контролем и очень сложно преодолеть самостоятельно. Поэтому в любом случае потребуется профессиональная помощь психолога или психиатра.

      Профилактика

      В целях профилактики детям, которые входят в группу риска, нужно регулярное наблюдение у детского психиатра. Родителям не стоит бояться слова «психиатрия». Не стоит закрывать глаза на отклонения в развитии личности детей, особенности поведения, убеждать себя, что вам эти особенности «только кажутся». Если вас что-либо беспокоит в поведении ребенка, вы заметили симптомы нервно-психических расстройств, не стесняйтесь спросить об этом у специалиста.


      Консультация у детского психиатра не обязывает родителей тут же направлять ребенка на лечение в соответствующие учреждения. Однако, часто возникают случаи, когда плановый осмотр психолога или психиатра помогает предотвратить серьезные нервно-психические патологии в более взрослом возрасте, обеспечивая детям возможность остаться полноценными и жить здоровой и счастливой жизнью.

      lecheniedetej.ru

      Детская психиатрия

      Общие принципы психиатрии детского возраста.

      Вопрос нарушений психики в детском и подростковом возрасте – это тема, которая всегда будет остро стоять перед врачами-психиатрами и родителями. Мне хотелось бы отразить общие вопросы данной проблемы и рассмотреть подходы в их разрешении, существующие на сегодняшний день в медицине в нашей стране. Данная работа не является специализированной медицинской статьей. Она направлена на широкий круг читателей, на родителей, их детей, а также всех других лиц, для которых этот вопрос является интересным и актуальным.

      Задачи и история детской психиатрии

      Многие авторы отмечают, что психиатрия за последнее время очень расширила рамки своей деятельности и, выйдя за стены психиатрических больниц, включила в круг своего ведения начальные и пограничные формы. Однако не во всех отношениях это расширение пошло достаточно глубоко, и это, прежде всего, относится к нервно-психическим заболеваниям детского возраста. Очень мало учитывается, что именно в этом возрасте встречается большинство изменений, на которые приходится смотреть как на зачатки будущих тяжелых заболеваний.

      Больше внимания к детскому здоровью

      В общем, детская психиатрия не вышла из того умаления, которому подвергалась до войны и революции. Со времени последней появилась надежда, что в связи с постановкой на очередь в полном объеме вопросов детского воспитания и обучения изменится и положение детской психиатрии. К сожалению, из намеченной вначале очень широкой программы деятельности, которую по различным причинам не удалось развернуть полностью, на долю детской психиатрии пришлось совсем немного. Причиной того нужно считать не только значительные финансовые затруднения, но и то, что вообще очень мало распространены в широких кругах представления о важности детской психиатрии, ее задачах и значении в общей психиатрии и медицине. К большому сожалению, это относится также и ко многим врачам, в особенности, врачам общего профиля, которые часто недооценивают, а иногда и просто не хотят замечать у детей нарушения, требующие направления ребенка на консультацию к детскому психиатру. При этом следует отметить, что чем позже пациент попал на прием к детскому специалисту, чем позже были начаты лечение и коррекция психических нарушений у ребенка, тем менее эффективно это лечение и тем больше времени потребуется на то, чтобы скомпенсировать имеющиеся у ребенка проблемы, не допустив перехода заболевания в фазу устойчивых нарушений, зачастую не поддающихся медикаментозной и психологической коррекции.

      Конечно, детская психиатрия имеет свои задачи и свои особенности сравнительно с общей психиатрией, из которых главнейшие сводятся к тому, что она еще больше связана с неврологией и внутренней медициной, она более сложна в диагностике и прогнозах, более нестабильна, но именно поэтому специалисты, посвятившие свою жизнь данной специальности, зачастую являются профессионалами с большой буквы.

      Самые распространенные нарушения психики у детей

      Свою статью я считаю целесообразным построить по следующему принципу: во-первых, представить наиболее распространенные нарушения психики у детей и подростков, требующие наблюдения и лечения у детского психиатра; во-вторых – рассказать об общих принципах коррекции данных нарушений; в-третьих – попытаться обосновать необходимость лечения данных заболеваний и попытаться дать краткую информацию по прогнозам для детей, получающих и, соответственно, не получающих лечение.

      Задержка психо-речевого развития

      На первом месте по частоте встречаемости в раннем детском возрасте в настоящее время стоят различные формы задержек психо-речевого развития. Зачастую, при отсутствии значимых моторных нарушений (ребенок своевременно начинает переворачиваться, садиться, ходить и т.д.), обусловленных ранней сочетанной патологией беременности и родов (хронические инфекции у матери во время беременности, злоупотребление табаком, алкоголем, токсическими и наркотическими средствами, родовые травмы различной степени выраженности, недоношенность, врожденные хромосомные аномалии (синдром Дауна и т.п.), и т.д.), на первое место выступают проблемы несвоевременного речевого развития ребенка.

      Норма развития, оценка уровня ребенка в развитии речи

      Достаточно сложно говорить о наличии каких-либо четких временных норм речевого развития, но все же мы считаем, что отсутствие отдельных слов в возрасте 1,5 лет или несформированность фразовой речи (ребенок произносит короткие предложения, несущие полноценное смысловое содержание) к 2, максимум 2,5 годам является основанием для определения у ребенка задержки речевого развития. Сам по себе факт наличия задержки речевого развития может быть обусловлен как наследственными факторами («мама и папа заговорили поздно»), так и наличием каких-либо значимых нарушений психики, вплоть до раннего детского аутизма или умственной отсталости; но дело в том, что принять решение, правильное решение об истинных причинах данных нарушений, выявить корни проблемы и предложить реальное, эффективное решение ее могут лишь специалисты, которые знают патологию данного круга, умеют выявлять и лечить ее.

      Зачастую врачи общей практики, логопеды общепрофильных детских садов, друзья и соседи, не в полном объеме обладающие специализированной информацией, успокаивают родителей, говоря знакомые до боли всем фразы: «Да не волнуйся, к 5 годам догонит, дорастет, заговорит», но часто в 4-5 лет эти же люди сообщают родителям: «Ну что же Вы так долго ждали, лечить надо было!». Именно в этом возрасте, в возрасте 4-5 лет дети чаще всего и попадают впервые на прием к детскому психиатру, причем попадают, имея уже сопутствующие нарушения поведения, эмоций, отставание в развитии интеллектуальном и физическом. Организм человека и тем более ребенка - это единая система, в которой все компоненты тесно связаны между собой, и когда нарушается работа одного из них (в данном случае формирование речи), постепенно и другие структуры начинают давать сбой, утяжеляя и усугубляя течение заболевания.

      Симптомы психических нарушений, детский аутизм

      Как уже было сказано выше, речевая и моторная задержка развития ребенка может являться не только самостоятельным диагнозом, но и быть одним из симптомов более значимых психических нарушений. В подтверждение тому следует отметить значительный рост в последние годы заболеваемости детским аутизмом в нашей стране. За последние 3 года частота выявляемости данного заболевания у детей 3-6 лет увеличилась более чем 2 раза, и это связано не только и не столько с улучшением качества диагностики его, но и со значительным ростом заболеваемости в целом.

      Следует сказать, что течение данного процесса сегодня значительно утяжелилось: встретить сегодня в медицинской практике ребенка с «чистым» аутизмом (социальная отгороженность) практически невозможно. Данное заболевание зачастую сочетает в себе выраженное отставание в развитии, снижение интеллекта, нарушения поведения с четкими ауто- и гетероагрессивными тенденциями. И при этом, чем позже начинается лечение, тем медленнее происходит компенсация, тем хуже социальная адаптация и тяжелее отдаленные последствия данного заболевания. Более 40% детского аутизма в возрасте 8-11 лет переходят в заболевания эндогенного круга, такие как шизотипическое расстройство или детский тип шизофрении.

      Нарушение поведения у детей, гиперактивность

      Особое место в практике врача-психиатра занимают нарушения поведения, внимания и активности у детей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью в настоящее время является, наверное, самым широко используемым диагнозом, который с удовольствием ставят терапевты, педиатры, и неврологи. Но мало кто помнит, что по номенклатуре болезней данное заболевание относится к нарушениям психики и чаще всего наиболее эффективным оказывается лечение детей с такими нарушениями именно у детского психиатра и психотерапевта, которые в полном объеме могут использовать в своей практике все необходимые методики и способы медикаментозной коррекции данных нарушений.

      Часто, негрубо выраженные нарушения могут скомпенсироваться самостоятельно, по мере роста и физиологического созревания ребенка, но зачастую даже при благоприятном течении процесса, результатами невнимания к таким нарушениям в раннем возрасте являются выраженные трудности при обучении в школе, а также нарушения поведения со склонностью ко всему «отрицательному» в подростковом периоде. Причем, следует отметить, что привыкание ко всему «плохому» (различные зависимости, асоциальное поведение и т.п.) у таких детей происходит значительно более быстро и декомпенсация состояния с истощением физиологических компенсаторных механизмов также наступает быстрее чем у лиц, не имевших в анамнезе такого рода нарушений.

      Умственная отсталость у детей

      Высок процент детей с диагнозом «Умственная отсталость» различной степени выраженности. Данный диагноз, конечно, никогда не устанавливается до 3-х летнего возраста, т.к. определить уровень интеллектуальных нарушений у ребенка до 3-х лет представляет определенные сложности. Критериями установки данного диагноза является отсутствие эффекта от проводимого лечения, некомпенсируемость состояния на фоне интенсивного лечения в раннем возрасте.

      Целью обучения детей с установленным диагнозом «Умственная отсталость» является не интеллектуальная компенсация и попытка вывести их на общевозрастной уровень, а социальная адаптация и поиск того вида деятельности, пусть и не сложной с интеллектуальной точки зрения, который сможет дать возможность им во взрослом возрасте существовать самостоятельно и обеспечивать себя. К сожалению, зачастую это возможно только при легкой (редко умеренной) степени данного заболевания. При более выраженных нарушениях эти пациенты в течение всей жизни нуждаются в контроле и уходе со стороны родственников.

      Психические нарушения эндогенного круга, шизофрения

      Достаточно велик процент детей и подростков с сугубо психическими нарушениями эндогенного круга. Речь в данном случае идет о шизофрении и расстройствах, с ней сходных, при которых происходит нарушение процессов мышления и грубо изменяются личностные особенности. Несвоевременное выявление и начало терапии данных расстройств приводит к очень быстрому нарастанию дефекта личности и усугубляет вариант течения данного заболевания во взрослом возрасте.

      Детские психические заболевания нужно лечить

      Обобщая все сказанное, хочется отметить, что в данной статье представлен очень краткий и грубый перечень основных психических заболеваний детского возраста. Возможно, если это окажется интересным, в дальнейшем мы продолжим цикл статей и уже тогда детально остановимся на каждом виде нарушений психики, способах их выявления и принципах эффективной терапии.

      Не откладывайте визит к врачу, если ребенок нуждается в помощи

      Но одно хочу сказать сейчас: не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребенке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребенка, убеждая себя, что «это просто кажется». Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему Вас не обяжет (тема форм наблюдения в психиатрии – это тема для отдельной статьи), и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребенком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и дает возможность Вашему чаду в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

      Психиатр детского диспансерного отделения ЦМОКПБ.

      Если вы думаете, что у вашего ребенка психическое расстройство – обратитесь к психотерапевту на начальной стадии развития болезни

      Не совсем правильное поведение детей, некоторые их странности родители объясняют, чаще всего, возрастом ребенка, мол, еще мал, многого не понимает. Не совсем адекватные поступки детей истолковываются как детские капризы. Однако врачи утверждают, что психические расстройства у детей можно очень легко распознать. Подобные расстройства негативно влияют на социальные возможности детей, на их развитие. При оказании профессиональной помощи возможно приостановить развитие болезни, а в некоторых случаях – даже ее излечить. К сожалению, не все расстройства вылечиваются, есть такие, к которым нужно приспосабливаться. Психические расстройства обычно нельзя предупредить, но при обнаружении подозрительных признаков на начальных стадиях можно будет помочь ребенку, не дать дальнейшего развития болезни.

      Виды психических болезней у детей

      Дети страдают от таких же психических заболеваний, которым подвержены взрослые. При этом эти болезни проявляются по-разному. К примеру, депрессивные дети склонны к раздражительности в тех случаях, когда взрослые пребывают в печали.

      Дети очень часто переносят различные заболевания, к числу которых могут относиться острые либо хронические психические расстройства. Вот некоторые из них:

      • Одними из наиболее часто распространенных являются тревожные расстройства, для которых характерны признаки беспокойства у детей, превращающиеся со временем в постоянную проблему. Это нарушает повседневный ритм деятельности ребенка.
      • Расстройства аутистического спектра. Представляет собой серьезное расстройство развития, чаще всего наблюдаемое в раннем детстве – в возрасте до 3-х лет. Основные симптомы при этой болезни могут часто изменяться, но при этом ребенок в определенной мере теряет дар общения и взаимодействия с чужими людьми.
      • Дефицит внимания или гиперактивность. Такое расстройство проявляется, как правило, в трех видах симптомов: гиперактивности, непроизвольного поведения и концентрации внимания. При подобной патологии отдельные дети могут иметь либо все три вида, либо один или два из этих симптомов;
      • К пищевым расстройствам относятся анорексия, булимия и обжорство. Эти заболевания могут оказаться смертельными для ребенка. Они придают столько внимания еде и собственному весу, что не могут сосредоточиться на чем-либо другом.
      • Расстройства настроения в виде депрессии и биполярного расстройства, которые могут вызвать длительное чувство печали либо, напротив, мгновенные перепады настроения, при этом такая изменчивость гораздо более серьезная, чем у здоровых людей.
      • Психические расстройства у подростков могут выражаться в шизофрении.

      Признаки психических заболеваний у детей

      Нужно знать хотя бы самые явные симптомы, на которые родители всегда должны обращать внимание:

      • Изменения настроения . Здесь можно заметить преобладающие признаки грусти или тоски, которые могут длиться достаточно долго, может быть, на протяжении полутора-двух недель. У ребенка могут быть резкие перепады настроения, вызывающие проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, а также дома.
      • Ярко выраженные эмоции . В этих случаях может появиться беспричинный страх. В таких ситуациях необходимо следить за ребенком, поскольку у него может наблюдаться тахикардия или учащенное дыхание, что может привести к более серьезным последствиям.
      • Нехарактерное поведение . Проявляется в резких изменениях в поведении, с выходящими из-под контроля действиями. Возможны систематические драки с применением посторонних предметов, появляется непреодолимое желание причинить кому-либо вред.
      • Неспособность к концентрации . Такой признак можно легко заметить при выполнении домашнего задания. Кроме того, об этом могут свидетельствовать жалобы учителей, а также проблемы в учебе.
      • Беспричинная потеря веса может вылиться в полную потерю аппетита, частым позывам к рвоте. Это связано с дефектами пищевого поведения.
      • Физические симптомы . В отличие от взрослых, дети с нарушениями психики жалуются скорее на боли в животе и головные боли, а не тревогу и печаль.
      • Физический ущерб . У некоторых детей развивается склонность причинить самому себе травму, так называемое самоповреждение. Ребенок может порезаться и даже поджечь себя. Часто у этих детей появляется склонность к суициду, а также готовность реализовать его на самом деле.
      • Злоупотребление психоактивными веществами . Дети могут применять алкоголь или наркотики с целью изменения своего настроения.
      Видео о симптомах психических расстройств у детей

      Нервно-психические расстройства у детей

      Статистика оперирует данными о том, что каждый пятый ребенок в мире имеет различные психические нарушения. Нервно-психические расстройства самым отрицательным образом воздействуют на возможности детей.

      Нервная система особенно ранима в раннем возрасте. Сложность в данном случае заключается в том, что лишь специалист-психотерапевт может определить психический дисбаланс ребенка и в соответствии с этим назначить нужное лечение психического заболевания .

      Психические расстройства у детей выражаются достаточно непринужденно и открыто. Близкие родственники, преподаватели, знающие характер ребенка, могут отметить у него беспокойство, приступы агрессии на критику, отсутствие интереса к познанию нового.

      Внимательные и наблюдательные взрослые способны самостоятельно определить в поведении ребенка различные отклонения. Каждый месяц жизни добавляют ребенку новые признаки и качества в сторону взросления. Когда по каким-либо причинам это не наблюдается, то следует ребенка показать специалистам и выяснить причину этого несоответствия.

      Одной из часто встречающихся расстройств у детей является невропатия. Она образуется на основе детской нервности, а также наследственности. Дети, страдающие невропатией, худощавы и изящны. Обычно очень подвижны, чаще всего музыкальны. Могут научиться читать и писать раньше своих сверстников. Энергии и любознательности им не занимать. Вместе с тем, внимание у них концентрировано, они могут очень быстро переходить от отчаяния к радости. Успокаиваются достаточно долго. Чаще всего они устраивают различные конфликты, а взрослые считают их очень непослушными.

      Другим расстройством является гиперкинетический синдром. Им чаще болеют мальчики. Такие дети очень активны, но не завершают начатых действий до конца. Они непоседы, очень неусидчивы и импульсивны, могут совершать непредсказуемые поступки, в связи с чем они считаются стойкими нарушителями дисциплины.

      Среди больных встречаются дети с ЗПР, то есть с задержкой психического развития. У них поздно появляется речь, отсутствует интерес к знаниям, настольным играм, конструкторам. Необязательно, чтобы дети с задержкой развития полностью проигрывали в интеллекте. Ребенок может достигнуть определенных вершин в какой-то одной сфере, хотя может и отставать в другой. Дети с ЗПР очень обидчивы, агрессивны, не стремятся к общению с другими детьми. Правильным лечением таким детям можно помочь. Это состояние у детей является пограничным по отношению к умственной неразвитости.

      Помощь родителей

      Родители должны помнить, что именно в таких ситуациях ребенок больше всего нуждается в поддержке родителей. Дети, имеющие проблемы с психическим здоровьем, впрочем, как и сами родители часто испытывают чувство беззащитности и разочарования. Но не стоит опускать руки, а надо бороться за своего ребенка.

      • Нужно искать способы поднять ребенку настроение, сделать так, чтобы он расслабился и весело проводил время.
      • Полезно чаще хвалить его, поощрять за хорошее поведение, указывать ему на недопустимое поведение и, в то же время, положительно оценивать его нормальные поступки.
      • Следует изучить новые методы, принятые для борьбы со стрессом, для того чтобы быть наготове против этой напасти.
      • Желательно присоединиться к какой-либо группе поддержки или семейной консультации. Поддержка людей очень много значит для родителей, имеющих детей с психическими проблемами.

      Родители, наблюдающие психические расстройства у детей, симптомы которых были перечислены, должны не сидеть сложа руки, а непрерывно должны советоваться со специалистами, не стыдиться и не бояться болезни своего ребенка, а именно добиваться того, чтобы получить максимум помощи от кого бы то ни было, чтобы помочь ребенку обрести свое счастье.

      А Вы замечали у своего ребенка психические расстройства? Что Вы предприняли? Расскажите об этом в

      Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

      Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

      Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

      Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

      Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

      Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

      • задержки развития;
      • раннего детского возраста;
      • синдром дефицита внимания.

      Причины психических расстройств у детей

      Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

      Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

      Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

      Симптомы психических расстройств у детей

      Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

      • тики, синдром навязчивости;
      • игнорирование установленных правил, ;
      • без видимых причин часто меняющееся настроение;
      • снижение интереса к активным играм;
      • замедленные и необычные телодвижения;
      • отклонения, связанные с нарушением мышления;

      Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

      Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

      Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

      Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

      Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

      Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

      Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

      Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

      Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

      Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

      Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

      — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

      — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

      — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

      — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

      — шизоидность и циклоидность;

      — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

      — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

      Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

      Признаки психического расстройства у детей

      Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

      Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

      — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

      — попытки убить себя или навредить;

      — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

      — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

      — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

      — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

      — сильные тревоги, мешающие обычной активности;

      — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

      — употребление алкоголя или наркотиков;

      — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

      — перемены в поведении.

      На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

      Лечение психических проблем у детей

      За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

      Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

      При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.


      Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

      Как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, как распознать психологическую травму и на что обязательно нужно обратить внимание родителям?

      Здоровье ребенка - естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь - и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства.

      Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок "перерастет", "это все неправильное воспитание", или "просто у него такой характер".

      Обычно эти симптомы проявляются в поведении. Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства. Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

      Симптомы нервного расстройства у ребенка

      В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.

      Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

      Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

      Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

      Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4–5 лет.

      Бурные истерики и слезы - способ 2–3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

      Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.

      Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

      Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями.

      Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.

      Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

      Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

      По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8–10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

      Причины нервного расстройства у детей

      Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

      К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.

      Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

      Самый чувствительный период: от рождения до 1–1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

      Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) - факторы риска появления нарушений.

      Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач - невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

      Нервные расстройства детей: лечение

      Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.

      Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

      Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

      Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. "Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу", - это не позиция взрослого человека.

      Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

      • эмпатия - способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
      • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
      • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
      • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
      • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.
      Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

      Потому что основная задача родителей - любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»