Самоисцеление — скрытые резервы нашего организма. Скрытые резервы организма

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Здоровье - способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Любой живой организм, и человеческий в том числе, обладает большими резервами в поддержании такого равновесия. Что такое резерв? Это разница в показателях работоспособности органа, системы при максимальной нагрузке и уровнем покоя.

Резервами обладают все системы организма и тем большими, чем больше подвергшегося тренировке. Теперь самое время привести определение здоровья наиболее авторитетного органа - Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Она работает в рамках Организации Объединенных наций (ООН). «Здоровье - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Физическое благополучие - это когда все органы человеческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значите6льным превышением нормы, т.е. обладают резервом.

А как понимать «здоровый образ жизни?» Образ жизни - это система взаимоотношений человека с самим собой и с факторами внешней среды. Под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма. Образ жизни зависит от многих условий (факторов). Для удобства запоминания их можно объединить в три группы. l-я группа факторов. Все то, что окружает человека - среда. Это стены квартиры и дома, улицы транспорт на них. Это лес и горы, луг и река, солнце и воздух, одежда человека. Сюда отнесем и людей, окружающих человека - микросоциум, как говорят ученые. Семья и учебная группа, производственная бригада, соседи по квартире. 2-я группа факторов. Все то, что человек «вводит» в себя. Продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики. 3-я группа факторов. То, что человек дает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Сюда отнесем занятия физической культурой и спортом, закаливание, организацию своего рабочего дня - чередование труда и отдыха, ритмичность в работе.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

  • · Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • · Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • · Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Систему функциональных резервов организма можно разбить на подсистемы:

  • 1. Биохимические резервы (реакции обмена).
  • 2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
  • 3. Психические резервы.

Возьмем, к примеру, физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м-10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчеты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определенную скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Это базовый навык, который мы приобретаем с рождения. Но редко правильно умеем им распоряжаться. Научившись делать это грамотно и осознанно, вы избавитесь от вялости, чувства тревоги, головной боли, болезней, лишнего веса.

Чтобы включить скрытые резервы организма, почувствовать прилив сил, включить свой энергетический поток, вам не нужны специальные место, время или медицинские препараты. Вам всего лишь нужно …

… научиться правильно дышать.

20 000 вдохов и выдохов человек совершает каждый день. В обычном состоянии дыхание осуществляется рефлекторно без помощи мыслительных и физических усилий.

Ниже описаны 7 советов о том, как дышать правильно, чтобы наполнять организм энергией. Цель всех дыхательных упражнений заключена в усвоении максимального количества кислорода при минимальных затратах энергии.

1. Делаем глубокий вдох

Особый способ дыхания помогает обеспечить приток энергии. Для начала вам нужно научиться делать глубокий вдох, чтобы полностью заполнять свои легкие воздухом. Глубокое дыхание само по себе отличное лекарство от стресса, поскольку помогает расслабиться и зарядиться энергией. Недаром техника глубокого дыхания является важнейшей составляющей йоги и тай-чи.

Чем активнее и глубже вдох, тем больше кровь насыщается кислородом и доставляет его во все органы и ткани. Полноценное правильное дыхание способствует достаточному поступлению кислорода и питательных веществ, выведению продуктов обмена. Активизация обмена веществ приводит и к активизации многих биологических механизмов, а значит, организм начинает работать в полную силу.

2. Дышим животом

Встаньте прямо, лягте на спину или сядьте на пол с прямой спиной. Убедитесь, что вам удобно. Расслабьтесь и дышите как обычно. Определите, что движется при вдохе и выдохе - грудь или живот. Если поднимается и опускается живот, а грудь остается неподвижной, то вы дышите правильно. Практикуйте вдох и выдох, удерживая руку на животе и не давая груди двигаться.

Сделайте глубокий вдох и сосчитайте до пяти, прежде чем вы дохнуть. Используйте любую возможность, чтобы практиковать этот способ дыхания - ожидая ответа по телефону, сидя за столом офисе или находясь в пробке.

3. Увеличиваем объем легких

Примите удобное положение. Сделайте равномерный вдох через нос. Теперь сделайте медленный выдох через рот, вернув живот в нормальное положение. Продолжительность выдоха должна быть равна продолжительности вдоха. Чтобы сделать вдох еще более глубоким, заполните воздухом живот, а затем наполните воздухом легкие до самых плеч. Чтобы еще больше увеличить объем легких, сделайте вдох, заполняя их заднюю часть, и лишь затем наполните грудную клетку.

Если вы почувствовали головокружение, вернитесь к обычному способу дыхания, восстановитесь и лишь затем повторите упражнение. Вдыхайте и выдыхайте реже, чем делали это раньше.

Этот способ дыхания помогает лучше расслабиться и отлично помогает избавиться от напряжения в плечах.

4. Дышим по квадрату

Это проверенный прием, который позволяет быстро успокоиться независимо от места и времени. С его помощью вы можете вернуться в свой ритм, если что-то пошло не так.

  1. Сделайте вдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  2. Задержите дыхание, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  3. Сделайте выдох, считая про себя: «один, два, три, четыре».
  4. Сделать задержку, одновременно считая про себя:«один, два, три, четыре». Во время задержки спокойно произнесите или подумайте: «Расслабился и улыбнулся».

Вдох, выдох и пауза примерно равны друг другу по длительности, нормальный, комфортный для большинства ритм – примерно 4-6 секунд. Для прокаченных - 10 и более секунд.

Если задержки дыхания делать максимально долгими, то побочный эффект этого упражнения - повышение температуры тела. Если, например, вам холодно, подышите интенсивно таким способом и через несколько минут вы согреетесь.

Во время задержки дыхания в крови накапливается углекислый газ. Углекислый газ необходим организму не меньше, чем кислород. Давление углекислого газа влияет на кору головного мозга, дыхательный и сосудо-двигательный центры. Углекислый газ также обеспечивает тонус и определенную степень готовности к деятельности различных отделов центральной нервной системы, отвечает за тонус сосудов, бронхов, обмен веществ, секрецию гормонов, электролитный состав крови и тканей.

5. Избавляемся от напряжения в теле

Начните с глубокого дыхания. Прочувствуйте свое тело. Представьте, что вы дышите
той его частью, которая испытывает напряжение. Мысленно откройте канал, идущий из ваших легких в напряженную часть тела, и с каждым вдохом направляйте в эту область энергию. Вы должны дышать напряженной частью и позволить воздуху проникать в нее. Сделав вдох, расслабьте напряженную часть тела, чтобы энергия проникла в нее и наполнила жизненной силой.

6. Глубокая релаксация «Мертвый опоссум»

Это упражнение помогает развивать чувствительность отдельных частей вашего тела и наполняет все тело энергией.

Лягте на спину. Остановите дыхание на десять секунд. Не задерживайте его, а просто перестаньте дышать. Вообразите себя актером, который играет мертвеца. Избавьтесь от напряженности и других ощущений в мышцах. Почувствуйте, как ваше тело начинает расслабляться.

Сохраняя чувство расслабленности, возобновите дыхание так, чтобы работали только те мышцы, которые необходимы для дыхания. Все остальные мышцы должны быть расслабленными. Каждый раз, когда вы добираетесь до вершины вдоха, позвольте своему телу еще сильнее испытать чувство освобождения. Прочувствуйте, как ваше тело начинает расширяться при вдохе. Чем больше вы будете практиковаться, тем более глубоким станет расслабление.

7. Дышим и худеем

А еще дыхание животом отличный способ подкорректировать свою фигуру. Сделай глубокий вдох животом, затем медленный выдох. На пике выдоха втяните живот как можно сильнее. Представьте, как будто на вас затягивается ремень. Продолжайте втягивать живот и не дышать так долго, как сможете. Затем повторите медленный вдох, выдох, паузу с втянутым животом. Это упражнение отлично убирает лишний жир в области живота. И вы можете делать его где угодно и когда угодно - когда куда-то идете, или едете, или стоите. Удобно, не правда ли?

Бонусный лайфхак для тех, кто на диете - как только вам захотелось вкусняшку, проделайте следующий фокус с дыханием, подключив визуализацию. Подумайте о том, что вы хотите съесть. Представляйте, как наслаждаетесь этим вкусным, но, возможно, не очень полезным продуктом, и при этом дышите глубоко, сделайте 10 вдохов и выдохов, таких глубоких и таких медленных, как только сможете. После этого вы забудете о еде. По крайней мере на некоторое время.

Научившись осознавать собственное тело и дыхание, вы сможете отслеживать связанную со стрессом напряженность на ранних этапах ее возникновения. Кроме того, осознанное дыхание поможет вам максимизировать уровень энергии, насыщая тело кислородом. Научившись расслабляться и правильно дышать, вы позволите энергии течь естественно и сможете направить ее в те части тела, где она нужна в данный момент.

«Если бы мне нужно было дать только одну рекомендацию о том, как стать здоровым, я просто посоветовал бы научиться правильно дышать». Доктор Эндрю Вейл

Потренируйтесь неделю дышать правильно, и вы почувствуете как вы наполняетесь энергией просто правильно от того, что правильно делаете вдох и выдох и паузу между ними. И не забывайте про внутреннюю улыбку!

По материалам книги .
Дыхание это лишь один из вопросов, которые освещены в книге. Помимо информации о дыхании, в книге масса полезного:
- рекомендации по эффективному сну;
- упражнения на осознания своего тела и работе с зажимами;
- советы по грамотной организации времени для работы и отдыха и т.д.

Большинство людей относится к своим рукам только как к необходимому физическому рычагу, данному им природой, напрасно! Это ошибка. Наши руки - это определенная сила, благодаря которой мы строим свою жизнь, мир вокруг себя, осуществляем творчество и мысли.

Именно в руке заложены пять внутренних резервов, которые соответствуют каждому пальцу, созданному Творцом уникально и гармонично.

  1. Земля - это живой организм по аналогии тела Человека, который полностью соответствует понятию «мать». Человек рождается, выходит из Земли, так как состоит из всех ее химических элементов и уходит (умирает), т.е. заканчивается процесс реакций всех химических элементов.
    Поступающая вода на Землю из источников, таких как осадки, родники, снега в горах, подземные воды (2700 руб. - членские взносы) собирается в реку — Бонус Добровольную Накопительную Программу (БДНП ). Река несет организованный объем воды (17000 руб.) в море далее в Мировой океан — Систему оборотов финансовых потоков (СОФП ). Испарения от силы солнечных лучей (знания) скапливаются в тучи (вложение накопленных финансов в банки). Из туч (банков) выпадают осадки на Землю и в море, т.е. инвестирование денег под 20% в того Человека (малое предприятие), у которого не хватает воды (денег) на материальное обеспечение семейного бюджета и организацию производственного процесса (обмена веществ в цехе-клетке), т.е. своего здоровья.
  2. Солнце - «Ра-З-Ум» - определяет объем энергии и знаний. Знания помогают управлять круговоротом энергии денег. Финансовое довольствие не зависимо от количества (от 1 рубля и более), переходит в материальное качество, благодаря обучению и способностям каждого Человека отдельно, и каждой семьи в целом.
    «Ра» - светило, источник света и энергии тепла, который обеспечивает работу тела Человека (малого предприятия) и жизнь на Земле.
    «З» - знания (память стереотипов) тела Человека.
    Источником знаний тела являются пять органов чувств, каждый из которых «Стресс-блок »:
    • зрение;
    • слух;
    • обоняние;
    • осязание;
    • вкус.
  3. Сердце формирует из полученной информации (стресс-блоков) стереотипы (фильмы), которые хранятся в подсознании (архиве).
    «Ум» - система подбора из подсознания (архива) необходимых стереотипов (фильмов) для решения задач, стоящих перед телом Человека, в состоянии сознания. Школа Ликвидации Финансовой Безграмотности (ШЛФБ ), Школа Независимого Финансового Инвестора (ШНФИ ) и Школа Финансового Резерва (ШФР ) и тренинги «ТИВРО» - это знания (лучи Солнца), которые создают критическую массу тепла, чтобы Человек осознанно вкладывал и хранил деньги в банках (испарение от океана, морей и Земли в тучи).
    В трех школах на реальных деньгах (финансовых тренажерах ) специалист учится накапливать, распределять и использовать финансовое довольствие, которое представляет собой полную аналогию круговорота воды в природе. В методику круговорота энергии денег включены:
  • 10% - обязательный взнос на развитие региональных офисов, координатора организует работу трех школ по управлению энергией денег, организация тренингов «ТИВРО» и подготовка инструкторов;
  • 10% - обязательный взнос на финансовый резерв, который накапливается в подобранной надежной страховой компании в виде страхового полюса и дополнительного дохода от системы появления новых клиентов и агентов этих компаний из числа участников Системы оборотов финансовых потоков (СОФП);
  • 10000 руб. - обязательный разовый взнос за обучение на шести тренингах «ТИВРО» и учебные методические материалы;
  • 270 руб. - обязательный разовый взнос «Интернет-лицо «ТИВРО». Система «Интернет-лицо «ТИВРО» позволяет каждому участнику пригласить в свой круг интересов, профессии и решения накопившихся проблем других людей. Участник через фотографии и текстовой материалы обозначает: чем он занимается, как он это делает и почему, тем самым расширяя свой круг единомышленников через форум;
  • 10% - взнос по рекомендации в «Мой сейф», который приучает вкладывать деньги в себя, переводя финансовое довольствие в материальное удовольствие на уровне рефлекса;
  • 10% - взнос по рекомендации на расчетный счет, организованный лидером общественной организации, партии, клуба, сетевого маркетинга, профсоюза предприятия, ЖКХ, ТСЖ, объединение автолюбителей и профессионалов автотранспорта, спортивной команды, коллектива искусства и культуры и т.д.;
  • 40% - решение финансовых проблем, таких как: долги, банковские кредиты, ипотечные кредиты, коммунальные услуги, обязательные платежи и т.д.
  • Вода - это деньги , которые предназначены для перевода всего материального в то, что приносит радость Человеку на физиологическом (оптимальный обмен веществ в каждой клетке) и духовном уровне (разумное движение к прогрессу).
  • Воздух - проводник, через который поступает информация в тело Человека (малое предприятие) от Разума (Солнца). Кислород первоисточник всех химических реакций на матушке Земле и в теле Человека. От оптимального содержания кислорода в теле зависит - качественное производство продуктов жизнедеятельности Человека как внутренних, так и внешних составляющих малого предприятия. Посещая тренинги и закрепляя полученные знания ноосферной технологии «ТИВРО» на практике, организм Человека работает в необходимом оптимальном режиме. Следовательно, обучение в «Школе Ликвидации Финансовой Безграмотности» (ШЛФБ ), «Школе Независимого Финансового Инвестора» (ШНФИ), «Школе Финансового Резерва» (ШФР ) дает плодотворный результат в реальной жизни. Более того, при гармоничном взаимодействии пяти внутренних резервов Человек максимально правильно принимает решения в тех или иных ситуациях, достигая реальных целей.
  • Тучи - банки, в которых скапливаются деньги от испарений (перечислений) из моря (Системы оборотов финансовых потоков). В банках финансы накапливаются, распределяются по специальным счетам и на обязательные платежи. В трех и на тренингах «ТИВРО» специалист обучается принципам работы механизма накопления, распределения оборотного (учебного) капитала и получения чистой прибыли.
  • Осадки - инвестиции финансовых средств под 20% специалистом «ТИВРО» физическому лицу (малому предприятию), который пока не имеет навыков управления энергией денег и своим малым предприятием (телом). С другой стороны, осадки выполняют функцию орошение тела матери Земли, которая дает Человеку все материальные блага.
  • Родники - первичный взнос (2700 руб.) как финансовый тренажер, за обучение в трех Школах Ликвидации Финансовой Безграмотности (приобретение знаний и навыков управления энергией денег). Одновременно первичный вклад является членским взносом в Профессиональный Добровольный Союз Специалистов «ТИВРО» «Мировой океан ».
  • Снега в горах - наиболее эффективный единовременный вклад, как финансовый тренажер (2700 руб.) минимум от трех членов семьи в ПДСС) Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО». Это самый оптимальный вариант, когда за короткие сроки можно укрепить бюджет семьи - государства, при активной работе всех ее членов.
  • Подземные воды - реинвестиции специалиста «ТИВРО», в форме удвоенных, утроенных и т.д. добровольных взносов (2700 руб.) в Бонусную Добровольную Накопительную Программу (БДНП) «реку », впадающую в Профессиональный Добровольный Союз Специалистов (ПДСС) «Мировой океан » . Неотъемлемой частью «Мирового океана» являются «моря » - это и есть Система оборотов финансовых потоков, механизм накопления распределения учебного капитала и получение прибыли. Интерес определятся отработкой знаний на практике и получение фиксированной прибыли в размере 20400 руб . от каждого членского взноса в ПДСС.
  • Реки - движение членских взносов в сумме 2700 руб., которые накапливаются в Бонусной Добровольной Накопительной Программе «реке», формируются в Бонус-пакеты (возможность продолжительное время посещать тренинги «ТИВРО»). Бонус-пакеты по заявлению специалиста «ТИВРО» перемещаются в «море» , систему оборотов финансовых потоков. Бонусная Добровольная Накопительная Программа (БДНП) - организационная структура Профессионального Добровольного Союза Специалистов (ПДСС) «ТИВРО» , где членский взнос 2700 руб. является частью оплаты за обучениеи финансовым тренажером в трех Школах Ликвидации Финансовой Безграмотности.
  • Моря - Бизнес места в учебной Системе оборотов финансовых потоков (механизме накопления и получения оборотного реального учебного капитала и чистой прибыли). Система оборотов финансовых потоков (СОФП) - организационная учебная структура Профессионального Добровольного Союза Специалистов (ПДСС) «ТИВРО», которая является базовой составляющей финансовой системы аналогично «Круговороту воды в природе». Этонакопление, распределение и использование финансов при производстве интеллектуального продукта Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО» каждым Человеком.
  • Мировой океан - ПрофессиональныйДобровольный Союз Специалистов (ПДСС) Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО». В ПрофессиональныйДобровольный Союз Специалистов (ПДСС) входят два вида Физкультурного оздоровительного комплекса (ФОК):
    Первый физкультурный оздоровительный комплекс (ФОК) - это тренинги по переработки негативных стереотипов в позитивные с помощью техники циркулярного дыхания, творчества и физической гимнастики «ТИВРО».
    Второй физкультурный оздоровительный комплекс (ФОК) - это гимнастика ума, которая представляет собой практические тренинги.
    Посещая «Школы Ликвидации Финансовой Безграмотности», участник получает навыки накопления, грамотного распределения денежных средств и получение прибыли. Практические занятия позволяют участнику во благо использовать пятый внутренний резерв Человека- энергию денег, развивая интеллектуальное мышления по аналогии игры в шахматы.
  • Испарение — вложение финансовых средств в банки. Накопления финансовых средств и грамотное распределение учебного капитала специалиста «ТИВРО», согласно методикам «Школ Ликвидации Финансовой Безграмотности» и Системе оборотов финансовых потоков, позволят правильно распределить денежные средства на необходимые платежи, не используя семейный бюджет.
  • Солнечные лучи — знания, полученные в «Школе Ликвидации Финансовой Безграмотности» (ШЛФБ), « Школе Независимого Финансового Инвестора» (ШНФИ), « Школе Финансового Резерва» (ШФР) и на тренингах Техники Использования Внутренних Резервов Организма «ТИВРО» .
  • Человек , который своими руками создал парниковый эффект (финансовый кризис) на «теле матери Земли», и поставил под угрозу свое существование.
  • § 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

    Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его психики. Где предел возможностей человека и когда он будет достигнут? Этот вопрос интересует каждого. Многие мыслители посвятили этому свои труды. Сократу принадлежит знаменитая фраза: «Познай самого себя». Платон, Аристотель с разных позиций рассматривали разум человека как единственный двигатель и организатор поведения. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания – знания самого себя, окружающего мира, в том числе и социального знания. Вот, если хотите, ответ на поставленный вопрос. Но так ли все просто?

    В народных сказаниях из поколения в поколение передавались мифы о невероятных возможностях человека – подвиги Геракла, сила Ильи Муромца. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находиться сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близкое – публичные выступления с психологическими опытами, когда ведущий запоминает огромное количество информации, выполняет математические операции с шестизначными цифрами, с завязанными глазами находит в зрительном зале спрятанный предмет. Можно привести конкретные факты из жизни наших современников. Жизненный путь спортсмена-штангиста В. Дикуля, который в результате травмы спины оказался на целых пять лет прикованным к больничной койке, а потом… стал артистом цирка, выступающим с уникальными силовыми номерами. Он открыл известный сейчас во всем мире центр по реабилитации травм спины и конечностей.

    А вот еще один факт, говорящий о необычайных возможностях человека. Во время полета отечественного космического корабля отказал маршевый двигатель. Посадка корабля за счет работы двигателей маневрирования была весьма проблематичной, корабль мог остаться на орбите и стать искусственным спутником Земли. Посадка все-таки состоялась, но в экстремальном режиме. Считалось, что организм может перенести 9-кратную перегрузку в течение 20 с, но какая-либо деятельность невозможна. Во время же посадки перегрузка была 12-кратной в течение более 2 мин, и космонавт Н. Рукавишников все это время докладывал в центр управления, что происходит на борту.

    Еще один факт – из артистической биографии народного артиста И. Певцова. От рождения он был заикой, в школе не мог отвечать устно и свои ответы давал письменно. Когда он заявил близким, что хочет стать артистом, его назвали сумасшедшим и отговаривали. Тем не менее он стал артистом. Сам Певцов отмечал: «…когда творческое мое воображение было настолько сильным, что переселяло меня в какой-то другой образ, с другой судьбой, с другой манерой говорить, я делался кем-то другим, говорил текст, идущий органически от другого, как слова, ему принадлежащие. Сила воображения побеждала мой недуг».

    Есть такая наука биомеханика (изучающая закономерности движения), в рамках которой также решается вопрос прогноза спортивных достижений. Каждое десятилетие ученые делают заключения о предельных возможностях спортсменов, а те постоянно их превышают. В настоящее время в рамках спортивной медицины и спортивной педагогики формируется новая научная дисциплина максимология – изучение максимальных возможностей человека.

    Еще в начале века известный физиолог И. П. Павлов указывал, что перед науками о человеке стоит важная задача приумножения, развития и использования «величайших резервов нервной системы и психики». Б. Г. Ананьев, один из крупнейших отечественных психологов, определяя задачи психологии, подчеркивал, что будущее психологии – в раскрытии резервов психики, установлении принципов и механизмов их развития и реализации.

    Почему, говоря о возможностях человека, говорят о его резервах и прежде всего имеют в виду резервы психики? Попытаемся разобраться.

    Вопрос о резервах тесно связан с принципами и механизмами функционирования организма, поведения и деятельности человека. В основе существования любого вещества лежит закон сохранения целого (закон самосохранения). Нужно добавить, что без энергии, без энергетического обеспечения ничто и никто существовать не может. Реализуется самосохранение благодаря механизмам приспособления. Принципы приспособления в живой и неживой природе разные. В неживой материи – это принцип устойчивого статического равновесия. Камень до тех пор является камнем (т. е. сохраняет свою целостность), пока силы молекулярного взаимодействия могут противостоять силам внешнего воздействия (закон Гука – сила действия равна силе противодействия).

    В основе же существования, жизнедеятельности живого организма заложен иной принцип – принцип устойчивого динамического неравновесия. Суть этого принципа заключается в постоянном неравенстве энергетических потоков. Максимальная активность животного наблюдается не в период, когда он сыт, полон сил и энергии, а когда испытывает голод. С системных позиций живой организм рассматривается как самонастраивающаяся система. Особенность такой системы также заключается в том, что она в своем функционировании стремится к так называемому равновесному состоянию (равенству потоков накопления и расходования энергии), но никогда в таком состоянии не оказывается. Это главное условие ее существования. Вегетативная нервная система отвечает за энергетические процессы в организме. В живом организме функционируют две энергетические системы. Функция экзогенной системы заключается в расходовании энергии, эндогенной накоплению. Их энергетические потенциалы никогда не бывают равны. В каждый конкретный момент времени в организме преобладает один или другой потенциал. Превышение одного потенциала включает механизм другого. За это отвечают процессы гомеостаза. Это одно из главных проявлений самосохранения, заключающееся в принципе активности (в биологии этот принцип называется принципом развития). Чем больше израсходовано энергии, тем интенсивнее начинают работать механизмы ее накопления. Поскольку биохимические процессы весьма инертны, энергетический потенциал не только восстанавливается, но и превышает исходный (явление сверхвосстановления). На использовании этого принципа строится тренировочный процесс спортсменов, этим обеспечивается повышение уровня функциональных возможностей.

    Принцип активности имеет одну особенность. Любая активность – это удовлетворение потребности. Специалисты выделяют потребности биологические (организма) и социальные (личности). Наивысшей считается потребность самореализации, т. е. потребность реализовать свой потенциал. Отметим, что в мифах проявляется не что иное, как потребность человека в самореализации.

    Реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек. Цель, которую мы достигли, в дальнейшем нас уже не устраивает, мы стремимся к новому. Вспомним детей, их отношение к игрушкам, их тягу к новому, в том числе в учебе. У взрослых то же самое: как только мы приобрели что-то, достигли чего-либо, через некоторое время нас уже это не устраивает, мы стремимся к новым достижениям. Все это проявления принципа активности.

    Возможности человека стали предметом научного изучения лишь в последние пятьдесят лет, и связано это с развитием техники и деятельностью человека во все усложняющихся условиях. Приведем два высказывания основоположника отечественной кибернетики академика А. И. Берга, характеризующие эволюцию представлений о возможностях человека: «будущее за разумными автоматами» и «какие бы функции ни выполняла техника, принятие решения всегда будет за человеком». Первое относится к 50-м, второе к 70-м годам прошлого столетия.

    Развитие возможностей заложено в самой природе человека и прежде всего в его активности. Все главы настоящего учебника, по своей сути, раскрывают механизмы и особенности активности человека. В данной главе назовем определяющие слагаемые активности – задатки, интерес, социальное окружение, которое может поддерживать, а может и отвергать конкретную активность человека, и мотивы (осознаваемые причины активности, цели деятельности). Вот слагаемые активности, самореализации потенциальных возможностей. 25-летний опыт полетов в космос привел специалистов к заключению, что для того чтобы летать в космос, не нужно обладать какими-то неординарными способностями; необходимо иметь хорошее здоровье и целеустремленность, т. е. устойчивые мотивы к этой деятельности.

    § 35.2. РЕЗЕРВЫ В РАЗВИТИИ

    Термин «резервы» применительно к человеку заимствован из теории надежности. Резервирование – главное условие, основополагающий принцип надежности функционирования любой системы. Выделяется структурное и функциональное резервирование. Под структурным резервированием понимается наличие дополнительных элементов, которые могут заменить неисправные элементы, избыточность (наличие нескольких вариантов взаимодействия между элементами системы управления) и дублирование (автопилот самолета представляет собой тройную систему автоматического управления полетом, которая работает по принципу согласованности). Под функциональным резервированием понимаются те диапазоны условий, в которых система может выполнять возложенные на нее функции. В этом случае говорят о технических характеристиках системы, т. е. о функциональных возможностях техники.

    Такой принцип можно использовать и для анализа резервированности человека. Структурное резервирование человека исчерпывающе показано в нейрофизиологической и физиологической литературе. Приведем лишь некоторые примеры. При многомиллиардной избыточности нейронов коры головного мозга одновременно работают лишь доли процента общего количества нейронов. Правое и левое полушарие, с одной стороны, выполняют разные функции, с другой, в случае необходимости, каждое может взять на себя функции другого полушария. В качестве примера можно привести также огромное количество проводящих нервных путей, парность органов нашего организма и др.

    Функциональное резервирование, как уже сказано, тесно связано с функциональными возможностями. Строго с научной точки зрения под функциональными возможностями понимается тот предельный уровень интенсивности физиологических процессов, при котором сохраняется константность их функционирования. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере теста функциональной пробы. Суть теста заключается в выполнении дозированной физической нагрузки (например, работа на велоэргометре) и регистрации физиологических показателей. Самый простой показатель – это частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС измеряется до работы и в процессе работы на велоэргометре. По мере нарастания усталости пульс убыстряется, но частота сокращений остается постоянной (в медицине это называется адекватной реакцией на нагрузку). Наконец, наступает такой момент, когда начинает наблюдаться резкое скачкообразное изменение ЧСС (неадекватная реакция – организм не может адаптироваться к условиям, происходит рассогласование в функционировании его систем). У тренированных спортсменов предел адекватной реакции по показателю ЧСС достигает 220–250 ударов в минуту. У здоровых людей, не занимающихся физической культурой, – 120–150 ударов в минуту.

    В более широком смысле функциональные возможности – это способность человека выполнить ту или иную работу с учетом его знаний, умений, навыков. Мы часто слышим, что предела возможностей человека не существует, они беспредельны. Если говорить о человечестве, то история показывает все расширяющиеся возможности человека, в основе которых лежит опыт всех предыдущих поколений. Но если иметь в виду конкретного человека, то все-таки предел развития существует – это так называемые потенциальные возможности человека, слагаемые которых заключены в задатках, способностях и одаренности. Пределы развития возможностей человека изучаются на уровне биохимических, нейрофизиологических и физиологических процессов, но центральной проблемой является изучение возможностей психики. Как показано в первых главах учебника, психика осуществляет регуляцию взаимодействия организма человека с окружающей средой. Психика управляет всеми процессами в организме, а также нашим поведением и деятельностью. Вот почему развитие возможностей прежде всего связывается с резервами психики. Резервы психики – это нереализованные возможности. Ученые считают, что современные люди реализуют свой потенциал в среднем на 30–40 % и лишь некоторые – на 50–60 %.

    Развитие возможностей складывается из двух составляющих. Это естественный механизм роста, развития организма и психики в период созревания (до 18–23 лет) и целенаправленная деятельность человека (подробно этот вопрос описан в гл. 11 и особенно в § 11.7 «Потенциалы человеческого развития»). Здесь же остановимся на факторах, сопутствующих развитию психических функций, развитию возможностей человека.

    Каждый знает, как важна физическая культура в развитии ребенка. Действительно, занятия физическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, координацию, интенсифицируют обменные процессы и тем самым способствуют росту ребенка. Но есть одна особенность движения. Мы можем выполнить движение только при соответствующей работе психических процессов – ощущений, восприятия, внимания и др. С другой стороны, движение, двигательная активность способствует развитию абсолютной и дифференциальной чувствительности (см. гл. 4), на фундаменте которых строится вся психическая сфера человека. Более подвижные дети начинают раньше ходить, говорить, читать, потому что у них лучше развиты абсолютная и дифференциальная чувствительность.

    В последние два десятилетия резко увеличилось количество детей, испытывающих трудности в усвоении программы начальных классов. Причин много, но следствие заключается в отставании психического развития. Родители приглашают репетиторов, дети посещают подготовительные группы, модным стало обращаться к психотерапевтам. Анализ же показывает, что современные дети двигаются в 2–3 раза меньше детей 50-60-х годов. И в значительном числе случаев отставание развития психики ребенка связано с недостаточной двигательной активностью. Сегодня психологическая наука располагает данными, как с помощью специально подобранных двигательных упражнений способствовать развитию конкретных психических функций – внимания, памяти, мышления. Психологи ведут исследования, помогающие понять, как с помощью двигательных упражнений развивать психические функции у людей с нарушениями психической сферы от рождения или в результате полученной травмы.

    На этом роль и значение движения не ограничиваются. Каждый хорошо знает, что реализация возможностей человека во многом зависит от того, в каком состоянии он находится, – усталый или отдохнувший, здоровый или болезненный, бодрый или вялый. Известный спортивный психолог Р. М. Загайнов в одной из своих книг описывает работу с А. Карповым. Он пишет, как трудно было ему заставить чемпиона мира каждый день по 40 минут заниматься спортом. И только после ряда поражений Карпов изменил отношение к физической культуре и стал рассматривать функциональную подготовку как обязательное условие как в период подготовки к шахматным турнирам, так и во время турниров для сохранения состояния мобилизованности.

    С возрастом функциональные возможности снижаются. Наука геронтология располагает массой фактов высокого физического и умственного потенциала людей преклонного возраста, и во всех случаях эти люди большое внимание уделяли физическим упражнениям. И. П. Павлов как директор физиологического института организовал для сотрудников обязательные регулярные занятия физкультурой, сам всю жизнь занимался городками. Народный артист И. В. Ильинский до 80 лет увлекался коньками. Известный авиаконструктор О. К. Антонов в 70-летнем возрасте играл на уровне 2-го разряда в теннис. Таких примеров можно приводить много. Физическая культура, двигательная активность действительно являются эффективнейшим средством сохранения соматического и психического здоровья, поддержания и повышения функционального тонуса, продления активного периода жизни человека, активности жизненной позиции.

    Остановимся на деятельности как факторе развития возможностей человека. Психологи классифицируют деятельность на три вида – игра, учеба и труд. В предыдущем параграфе мы показали, что в основе жизнедеятельности лежит активность. Если активность рассмотреть в возрастном аспекте, то в детском возрасте это преимущественно спонтанная, непознаваемая (непроизвольная) активность. Направленность активности ребенка, как правило, связана с задатками (биологически детерминированная предрасположенность к чему-либо). Если понаблюдать за играми детей, то можно увидеть, что одни дети предпочитают одно занятие, другие – другое. Ребенок предпочитает заниматься тем, что лучше у него получается. Так формируются интересы – это этап осознания своей активности, ребенок может сказать, «почему он этим занимается». Следующий шаг осознания своей активности – это ответ на вопрос «для чего я это делаю». Так формируется осознание цели деятельности. В спортивной педагогике существует определенная схема формирования у начинающего спортсмена, еще ничего не достигшего в спорте, так называемой «далеко отставленной цели» – например выступление на Олимпийских играх. Главным условием формирования цели является личностный смысл тех результатов, к которым стремится человек. Достижение цели становится смыслом жизни человека на данном этапе жизни. Чем сложнее достижение цели, тем значимее она для человека. Все приводимые в настоящей главе примеры имеют одно общее – цель, к достижению которой стремится человек, имеет для него личностный смысл и определяет смысл жизни на определенном временном отрезке. Это могут быть минуты в экстремальных ситуациях, годы жизни в профессиональном труде. Вспомним, что такое талант – способности плюс труд, труд и еще раз труд.

    § 35.3. РЕЗЕРВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Резервирование – основополагающий принцип надежного функционирования техники, деятельности человека. Ни техника, ни человек на максимуме своих возможностей выполнять свои функции не сможет. Если мост рассчитан на максимальную нагрузку в 30 т, то движение транспорта будет ограничено весом 20 т. Американские автомобили с большой мощностью двигателя изготовляются не для того, чтобы ездить со скоростью 200 миль в час, а для долговечности и надежности работы мотора. То же самое касается и человека. Резервирование возможностей человека является классической проблемой инженерной психологии, изучающей человека в условиях профессиональной деятельности. Эта проблема встала в период интенсивного внедрения в труд человека автоматизированных и автоматических систем управления.

    Вернемся к высказыванию академика А. И. Берга: «будущее за разумными автоматами». Считалось, что человек со своими ограниченными возможностями проигрывает технике – медленнее считывает информацию, хуже запоминает и при этом забывает, долго принимает решение и т. д. Оказалось не совсем так. В одном исследовании изучался объем информации, которую может одновременно воспринять шахматист. На доли секунды ему предъявлялась шахматная композиция, которую он должен был воспроизвести. Результаты оказались плачевными, шахматисты ничем не отличались от контрольной группы испытуемых, нешахматистов. Однако при этом было замечено, что хотя шахматисты не могли воспроизвести композицию, но говорили: «Белые дают мат в два хода». Оказывается, человек перерабатывает информацию не формализованными единицами, битами, а смысловыми. При корректорской работе единицей информации является буква, пробел, знак препинания, при чтении научной литературы – научный факт, идея. 20 лет устраиваются матчи между чемпионами мира и шахматными компьютерами. В 1997 г. компьютер выиграл у Г. Каспарова, но потом оказалось, что компьютеру помогали гроссмейстеры. Разразился скандал.

    В отличие от технических устройств человек воспринимает информацию не только от формальных источников информации, но и неформализованных – вибрации, шумы и т. д. В 70-х годах английские авиакомпании стали использовать автоматические системы управления самолетом на самом сложном этапе полета – посадке. И оказалось, что в тех случаях, когда техника отказывалась управлять самолетом, пилот не успевал взять на себя управление, ему необходимо было время, для того чтобы включиться (вработаться) в процесс управления. В последующем отечественными психологами была сформулирована концепция «активного оператора». Человек постоянно должен быть включен в процесс управления, но перегружать его профессиональными обязанностями так же чревато, как и не догружать. Где же решение? В резервировании возможностей человека.

    Еще на заре автомобилестроения братья Форд организовали сборку автомобилей на конвейере. Производительность возросла, но увеличился брак. Снижение скорости движения конвейера позволило снизить процент брака. Сегодня установлено, что оптимальный темп деятельности и количество перерабатываемой информации составляют 65–75 % возможностей человека. Таким образом, 25–35 % текущих возможностей резервируется. Это необходимо на случай ошибки в работе и ее исправления, флюктуации внимания, непредвиденных обстоятельств. Такой режим деятельности позволяет длительное время сохранять высокую работоспособность. Это, так сказать, внешняя сторона организации деятельности, реализации возможностей человека.

    Показатели деятельности человека зависят не только от организации его труда, но и от функционального и психического состояния. Под функциональным состоянием понимается комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Функциональное состояние тесно связано с возможностями человека и актуализацией в данный момент психофизиологических ресурсов индивида для выполнения определенного поведенческого акта в конкретных условиях. Актуализация ресурсов, регуляция внутренних процессов в организме, поведение и деятельность человека полностью детерминируются психическим состоянием. Психическое состояние рассматривается как результат приспособительной реакции психики человека в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленный на достижение положительного результата и проявляющийся в степени мобилизации возможностей. Психическое состояние – это интегральная характеристика психики человека в конкретный момент времени. От того, в каком психическом состоянии находится человек, зависит протекание всех процессов регуляции функционирования организма (биохимических и физиологических), психических процессов (ощущения, память, мышление, эмоции и др.)» зависит степень выраженности проявления свойств личности человека (тревожность, агрессивность, мотивационные установки и др.). Психическое состояние характеризуется двумя совокупностями переменных – объективными и субъективными.

    Объективные составляющие психического состояния – это характеристики протекания психических процессов, ответственных за выполнение деятельности. Интегральным проявлением объективных составляющих является уровень активированности всех систем организма. В этом смысле под активацией понимается «степень энергетической мобилизации». Все состояния человека можно разделить на две группы – состояние адекватной мобилизации (адекватная реакция) и состояние динамического рассогласования (неадекватная реакция). Адекватная мобилизация характеризуется полным соответствием напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями. В случае состояния динамического рассогласования наблюдается реакция неадекватной ситуации или требуемые психофизиологические затраты превышают актуальные, т. е. имеющиеся в наличии возможности человека.

    Одним из простых методических приемов оценки уровня активации является биоэлектрический потенциал (БЭП), измеряемый с помощью двух контактных пластин, прикладываемых к поверхности кожи руки. Исследования, проведенные на легкоатлетах-спринтерах, показали, что в состоянии полной мобилизации у мастеров спорта уровень активации по отношению к фону, измеряемому в спокойной обстановке, повышается до 400 %, у разрядников – до 200–250 %, а у неспортсменов превышение уровня активации на 150 % приводит к снижению продуктивности деятельности. В тех случаях, когда у спортсменов регистрировалось превышение указанных диапазонов (были случаи повышения уровня активации до 500–700 %), спортивные результаты у них снижались. Из приведенного примера следует одно заключение. Степень реализации функциональных возможностей осуществляется за счет повышения уровня активации. Чем больше функциональные возможности, тем выше должен быть уровень активации для их реализации. Вот конкретный пример адекватной и неадекватной мобилизации возможностей человека. Само по себе увеличение значения уровня активации ничего не дает, необходимо приучать функциональные системы организма согласованно функционировать при таких высоких уровнях активации. Это достигается только упорным трудом. Автор был свидетелем, как будущий Олимпийский чемпион 1972 г. по прыжкам в высоту Ю. Тармак на тренировках выполнял прыжковые упражнения на координацию движений с интенсивностью ЧСС 270 ударов в минуту только потому, что в момент прыжка на максимальную высоту сердце билось с частотой 250 ударов. Задача таких тренировок заключалась в формировании навыка контролировать свои движения при такой интенсивности функционирования организма.

    Подводя итоги разговора о резервах человека в деятельности, нужно выделить два аспекта. Первый – повышение функциональных возможностей (а более широко следует говорить о профессиональных возможностях) есть процесс структурного резервирования возможностей, т. е. того, что принципиально может выполнить человек. Второй – в процессе деятельности эффективное, продуктивное ее выполнение возможно при резервировании наличных функциональных возможностей (текущее резервирование возможностей). И в первом и во втором случаях универсальным критерием оптимального резервирования возможностей следует считать величину 25–30 % максимальных возможностей человека.

    § 35.4. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РЕЗЕРВОВ

    Главный прием активизации неиспользуемых резервов организма и психики, а их предостаточно, заключается в активности жизненной позиции, в тех целях, которые ставит перед собой человек. Только в преодолении объективных обстоятельств и самого себя раскрываются скрытые возможности человека. Вспомните слова Ф. Энгельса: «Труд сделал человека человеком». Наивысшая потребность человека – это самореализация потенциала, заложенного в каждом из нас. В последнее десятилетие психологи занялись изучением явления самоактуализации. Научные факты показывают, что самоактуализация реализуется в профессиональном и социальном статусе человека, в удовлетворенности теми личными достижениями, которые достиг человек, уверенности в себе. Сейчас, в период социальных преобразований российского общества, это наиболее актуально. Исследования показывают, что сегодня до 80 % россиян неудовлетворены тем, как они реализуют свои возможности. Здесь заложен потенциал, резерв в масштабах страны. Раскрытие потенциала людей в масштабах общества – дело длительное. Оно связано с преобразованием самого общества, устройство которого или способствует или ограничивает реализацию потенциала человека. Но начинать надо с самого себя, с отношения к себе, своим возможностям, с отношения к устройству общества и своей роли в его преобразовании.

    Говоря о раскрытии потенциала конкретного человека, следует выделить следующее. Многое в нашей жизни – поступки, дела, планы – зависит от нашего настроения. Сколько раз каждый из нас отказывался от какого-либо дела, говоря: «Нет настроения». Наше настроение – это проявление субъективных составляющих психического состояния, о которых мы уже упоминали выше. Переживания возбуждения, тревоги, раздражительности, апатии, подавленности, усталости, пресыщения и т. д. существенно сказываются на результатах деятельности. Умение управлять, контролировать свое состояние – очень мощный фактор реализации своих возможностей. Каждому в школьные и студенческие годы приходилось участвовать в соревнованиях. И в тех случаях, когда удавалось справиться с предстартовым волнением, выступление приносило если не первые места, то удовлетворенность собой, спортивным результатом. А кто не сидел последние дни перед экзаменом по 15–20 часов в сутки, не чувствуя усталости? Вот примеры управления своим психическим состоянием. В психологии это направление называется приемами психической саморегуляции состояния. Для умения управлять своим состоянием нужно научиться чувствовать себя. Существуют разные методы обучения приемам саморегуляции, в основе которых лежат упражнения для психомышечного расслабления и мобилизации. В более широком плане управление своим состоянием, прежде всего своими эмоциями, называется психологической культурой. Психологическая культура – это в том числе образ жизни, организация жизнедеятельности и общественной деятельности.

    В процессе деятельности, напряженной работы энергетический потенциал расходуется, человек устает. Еще И. П. Павлов для восстановления работоспособности определил «принцип активного переключения» – переключения на другой вид деятельности. Восстановление функциональных возможностей связано с обменными процессами. Установлено, что при выполнении функциональной нагрузки с частотой сердечных сокращений в диапазоне 100–120 ударов в минуту наиболее интенсивно происходит восстановление функциональных возможностей. Идеальным можно назвать состояние функциональной и психической свежести. В таком состоянии человек может «горы свернуть».

    В заключение сделаем главный вывод. Резервы психики заключаются, с одной стороны, в нереализованных потенциальных возможностях человека. С другой, для полного раскрытия имеющихся возможностей необходимо резервирование интенсивности функционирования психики человека. Раскрытие потенциала человека зависит от него самого, от его активности. Но при этом нужно знать принципы и механизмы функционирования систем организма и психики, проявления психологических особенностей человека. В науках о человеке сформулированы общие принципы, определены механизмы, но в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. Этим занимаются практические психологи.

    § 35.5. АКТИВИЗАЦИЯ КОМПЕНСАТОРНЫХ МЕХАНИЗМОВ

    Одной из основополагающих идей практической психологии XX в. является идея о возможности изменить черты личности, определенные при зачатии, рождении или воспитании ребенка. Альфред Адлер в 1907 г. сформулировал эту мысль в названии книги «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации». Наблюдая за людьми с соматическими дефектами, Адлер убедился, что они могут полностью или почти полностью компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, но он указал и на то, что процесс компенсации может происходить в сфере психического.

    В современной психологии именно изменения в эмоциональных состояниях, качестве отношений к себе и другим людям, поведенческих и когнитивных стереотипах, ценностных ориентациях являются объектом исследований и целью практической работы психолога. Тот способ, каким люди самостоятельно компенсируют нехватку эмоционального тепла, недостаток знаний и поведенческих стереотипов, несоответствие принятым ими ценностям, зачастую является неприемлемым с социальной точки зрения и неэффективным с точки зрения достижения субъективной цели.

    Таким примером могут быть результаты исследований неконтролируемой покупательской активности, проведенных в 1996 г. во Франции (Lejoyeux). Французские исследователи показали, что неконтролируемое покупательство может быть понято как «компенсаторное покупательство», которое временно облегчает депрессивные симптомы. В исследовании английских психологов (Babbage) изучался вопрос о том, может ли музыка служить компенсацией удовлетворения эмоциональных потребностей – сравнивались группы студентов, обучавшихся музыке и психологии. Был получен положительный ответ на вопрос, связана ли музыкальная восприимчивость со степенью блокированной способности к близким отношениям, у студентов-музыкантов и отрицательный – на наличие такой связи у студентов-психологов. Т. е. субъекты, испытывающие затруднения в реализации способности к близким отношениям, могут выбрать для себя более легкий, но не эффективный путь компенсации этой потребности – через занятия музыкой; Фрейд обозначал этот процесс как сублимацию.

    Примером другого результата реализации компенсаторных возможностей человека является исследование американских психологов (Copeland, Mitchell), в котором изучалось компенсаторное влияние поведения воспитателей дошкольных детских учреждений на детей, чьи отношения с матерями не были достаточно теплыми и безопасными. Воспитатели, которые вели себя доверительно по отношению к детям, чье поведение было социально ориентировано и чьи эмоции были позитивны, смогли частично компенсировать для детей дефицит общения с матерями.

    В литературе описан случай (Wilson) амнезии у 32-летнего мужчины, пережившего травму мозгового кровообращения в 20 лет. За счет чрезвычайно интенсивного развития общих интеллектуальных функций, исполнительских навыков, процессов восприятия пациент смог разработать изощренную мнемоническую систему, которая компенсирует большинство из возникающих проблем с памятью.

    С развитием в 80-х годах XX в. такого направления в практической психологии, как психология здоровья (психология здорового человека), перед психологической наукой заново встали вопросы о том, каким образом определить результат работы психолога с клиентом и на что будет направлена работа практического психолога.

    Американскими исследователями (Strupp, Hardley; Strupp) были определены три области, изменения в которых являются желательными как результат работы психолога: изменения в социальной адаптации (В), изменения в индивидуальной самооценке собственного состояния (W), изменения в оценке профессионального психолога (S) (см. табл. 14).

    Таблица 14

    § 35.6. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

    Приемы влияния на психофизиологическое состояние человека путем воздействия на его мышечный аппарат достаточно разнообразны. Сюда, например, можно отнести специальные физические действия (зарядка, разминка, тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после сна и зевоту. Когда эмоционально возбужденный человек судорожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, «играет желваками», бессистемно передвигается «не находя себе места» от волнения, то фактически этим осуществляется подсознательная саморегуляция состояния через воздействие на мышцы. Хорошо известны произвольные пути профилактики избыточной напряженности: управление особенностями дыхания, вниманием (отключение, переключение, рассредоточение) и т. д. Эти приемы весьма эффективны. Однако их воздействие на состояние носит ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер. От этих недостатков избавлена комплексная методика саморегуляции психофизиологического состояния – аутогенная тренировка (AT).

    Немецкий врач Й. Г. Шульц практиковал лечение различных невротических расстройств с помощью гипноза и был хорошо знаком с учением и практикой йоги.

    Он задался следующим вопросом: как, сохранив лечебные возможности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использования пациентами? Как совместить в одном лице пациента и гипнотерапевта?

    В создании методики AT решающую роль имели два наблюдения, сделанные Шульцем при изучении дневников, которые вели его пациенты. В этих дневниках они подробно описывали все свои ощущения и переживания на разных этапах сеанса гипноза. При этом обнаружилось следующее.

    1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно появляются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала доминирует ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение). Позднее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение).

    2. Пациенты, повторявшие про себя словесные формулы гипнотизации, быстрее впадают в гипнотический сон. Через несколько сеансов им удается самостоятельно вызывать у себя дремотное состояние, аналогичное гипнотическому. Делалось это путем повторения некоторых ключевых фраз, наиболее запомнившихся им при гипнотизации.

    Во-первых, мысленное повторение пациентом специальных словесных формул является эффективным средством самовоздействия. Во-вторых, динамика ощущений тяжести и тепла может использоваться пациентом для управления саморасслаблением. Позднее было установлено, что ощущение тяжести возникает при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла является результатом снижения тонуса мышц, регулирующих пропускную способность кровеносных сосудов.

    В 1932 г. увидело свет первое издание книги , посвященной новой психотерапевтической методике «самогипноза» (AT), которая должна была помочь пациентам самостоятельно справляться с эмоциональной напряженностью, личностными проблемами и переутомлением. Методика AT слагается из двух ступеней – высшей и низшей. Широкую популярность получила только низшая ступень AT. Эта ступень завоевала признание в разных странах сначала в области медицины, а затем в спорте, авиации и космонавтике, на производстве. Поэтому под аббревиатурой AT нами будет далее обсуждаться именно ее низшая ступень.

    AT состоит из семи последовательно разучиваемых упражнений. Каждое упражнение предполагает воздействие на определенные систему органов или орган. Перечислим их (в скобках указаны вызываемые в ходе упражнения ощущения):

    1) создание установки на отдых и расслабление;

    2) глубокое расслабление двигательных мышц (ощущение тяжести);

    3) расслабление мышц кровеносных сосудов (ощущение тепла);

    4) формирование успокаивающего ритма дыхания (ощущение непроизвольности дыхания, изменения веса тела в такт дыханию);

    5) снятие гипертонуса с коронарных сосудов сердца (ощущение тепла в левой руке и левой половине грудной клетки);

    6) активизация парасимпатических нервных центров, обеспечивающих восстановление энергоресурсов организма, в частности активизацию пищеварительных процессов (ощущение глубинного тепла в области живота);

    7) устранение гипертонуса мышц кровеносных сосудов мозга (ощущение легкой прохлады в области лба).

    Все упражнения AT разучиваются последовательно, одно за другим. Считается, что в среднем одно упражнение требует двухразовых тренировок ежедневно в течение двух недель. К работе с последующим упражнением целесообразно переходить только при полном усвоении предыдущего.

    Упражнение считается усвоенным, если соответствующее ему ощущение вызывается быстро, переживается отчетливо и является устойчивым к внутренним (посторонние мысли и переживания, неудобство позы) и внешним (шум, свет) помехам. Курс обучения AT составляет 3–4 месяца.

    Непосредственно ощутить полезность AT легче в состоянии сильного утомления. Следует помнить, что периоды максимального утомления имеют закономерные суточные колебания. Снижение работоспособности отмечается в следующие часы суток: 0–2, 4–6, 8-10, 12–16, 18–20.

    Длительность каждой отдельной тренировки определяется тем, насколько развито внимание обучающегося. Тренировка продолжается, пока внимание свободно и без волевых усилий удерживается на ощущениях от тела. В начале обучения длительность самостоятельного занятия AT может составлять всего от 1 до 5 мин.

    Начинать самостоятельное изучение AT лучше в комфортных внешних условиях (например, лежа в постели непосредственно перед сном либо сразу после просыпания). Днем комфортными являются: тишина и полумрак в помещении, свежесть и прохлада воздуха (но при отсутствии сквозняков), кресло с высокой спинкой и подлокотниками. Кресло должно быть умеренно жестким: до некоторого предела с увеличением жесткости поверхности, на которой расположено тело, увеличивается и скорость расслабления мышц. Положение рук, ног и всего тела должны быть несколько непривычны, например: ладони, положенные тыльной стороной кверху; руки, «закинутые» за голову при расслаблении лежа, и т. д.

    При освоении упражнений AT полезно использовать успокаивающее звуковое сопровождение. В настоящее время в продаже представлены несколько наборов лазерных дисков с записями разноплановых природных звуков: «Звуки природы», «Natures Magic», «The Sound of Nature» и др. Из классического музыкального репертуара для включения в упражнения AT в качестве успокаивающего средства рекомендуются: И. С. Бах Прелюдия до мажор, Прелюдия ми минор; В. А. Моцарт «Ночная серенада» (ч. 2), Симфония № 40 (ч. 2), Скрипичный концерт соль мажор (ч. 2), Симфония ля мажор (ч. 2); Л. Бетховен Пасторальная симфония № 6 (ч. 2), Романс для скрипки с оркестром соль мажор, Романс для скрипки с оркестром фа мажор; Ф. Шуберт Неоконченная симфония (ч. 2); Р. Шуман Фантастические пьесы, «Вечером».

    Упражнениям AT соответствуют формулы: «Я абсолютно спокоен», «Моя правая рука тяжелая», «Моя правая рука теплая», «Мне дышится свободно и легко», «Сердце бьется спокойно и ровно», «Солнечное сплетение излучает тепло», «Мой лоб приятно прохладен». На занятии каждая формула мысленно проговаривается обучающимся (размеренно и неторопливо) 6–8 раз подряд с небольшими паузами.

    Действия, рекомендуемые в AT для облегчения расслабления, весьма просты: принять удобную, максимально расслабленную позу; по возможности отбросить посторонние мысли; закрыть глаза; сосредоточить все внимание на ощущениях от тела; проговаривать мысленно стандартные формулы (фразы) AT; представлять ситуации, в которых нужное ощущение возникало само собой в ответ на объективно сложившуюся ситуацию. Их примерами могут служить тяжесть в мышцах после продолжительной интенсивной физической работы; согревание рук, опущенных в ванну с горячей водой или открытых лучам яркого летнего солнца; тепло в области живота, появляющееся у человека, когда он, озябший и усталый, пришел с улицы и с удовольствием отобедал.

    Управление вниманием заключается в его сосредоточении на телесных (преимущественно мышечных) ощущениях, в последовательном переключении с одной части тела на другую. Сосредоточение на мышечных ощущениях резко сокращает силу внешней стимуляции и тем самым снижает активацию нервной системы и, следовательно, мышечного аппарата. Сосредоточенность на отдельном участке тела (например, на правой руке) усиливает мышечную чувствительность, помогает обнаруживать и расслаблять непроизвольно напряженные мышцы.

    Проговаривание словесных формул заключается в мысленном размеренном повторении очень простых по содержанию фраз. Это действие чаще всего ассоциируется с понятиями «внушение» и «самовнушение». На самом же деле главная функция проговаривания заключается в облегчении управления вниманием, которое достигается путем:

    1) четкого указания области тела, на которую в данный момент должно быть направлено внимание (например: «моя правая рука…»);

    2) напоминания характера ощущения, которое в данный момент следует прочувствовать и усилить, выделив его на фоне всех прочих («…тяжелая»);

    3) «забивания» внутренних помех расслаблению: посторонних мыслей, образов, переживаний; смягчения выраженности непривычного поначалу «умственного вакуума».

    Образные представления состоят в возможно более ярком и четком мысленном «видении» таких ситуаций, которые объективно настраивали бы на покой и отдых, а также были бы в жизненном опыте связаны с переживанием желательных ощущений (тяжести, тепла).

    Благодаря трем описанным действиям прежде всего происходит общее снижение непроизвольного мышечного тонуса и, что самое главное, расслабление отдельных мышечных групп, тонус которых повышен по сравнению с остальными мышцами. При переживании эмоций среди прочего появляется специфический «рисунок» повышенного мышечного напряжения. Если есть эмоция, то обязательно есть и ее «мышечный рисунок». Однако, с другой стороны, эмоция только тогда сохраняется, когда организм способен ответить мышечными реакциями, соответствующими этой эмоции. Не получая мышечного подкрепления, эмоция обязательно затухает. Благодаря этой закономерности делается возможным один из важнейших путей самовоздействия на психофизиологическое состояние: устранение нежелательной эмоции посредством разрушения ее физиологического основания. Посредством аутогенного расслабления обучающийся стирает «мышечные рисунки» своих негативных эмоций, испытывая в результате этого эффект «успокоения».

    При упражнениях AT минимизируются энергозатраты на поддержание мышечного тонуса, выключаются из работы участки мозга, отвечающие за осознанное отражение окружающего мира, интенсивно протекают пищеварительные процессы, что в совокупности ведет к наиболее быстрому отдыху мышечной и нервной систем и составляет основу эффекта «восстановления».

    Дальнейшее углубление расслабленности, снижение уровня бодрствования при сохранении элементов самоконтроля и контакта с внешним миром благоприятствуют ослаблению критичного отношения к информации, поступающей в мозг, и служат основанием для внушения и самовнушения, составляющих эффект «программируемости».

    При длительном использовании методики AT отмечаются также некоторые устойчивые психологические изменения. В качестве ведущих здесь можно отметить снижение личностной тревожности и нейротизма, а также повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоконтролю.

    На физическом уровне к устойчивым последствиям использования приемов AT относятся показатели здоровья. В рамках групповых занятий AT с работниками производства у них установлены: сокращение средней заболеваемости работников на 35 % по количеству больничных листов и на 45 % по количеству дней трудопотерь. Наиболее выраженное снижение заболеваемости обнаруживается по язвенной болезни желудка, несколько меньше – по ишемической болезни сердца и прочим сердечно-сосудистым заболеваниям. Нервно-психические расстройства сократились на 33 % исходного количества по числу больничных листов.

    Уже давно психологами замечено, что когда человек занимается тем, что ему действительно интересно, то, чем больше он берет на себя дел, тем больше сил появляется для их выполнения. Появляется то, что теперь принято называть драйвом.

    Драйв - энергетический заряд в человеке, в его делах, способный вовлечь в общий процесс других людей. Заражение мотивационным импульсом часто происходит на подсознательном уровне, незаметно. Эта проявляющаяся энергия привлекает внимание окружающих к причине данной активности - интересу. Когда человек «находит себя», его силы удесятеряются. Это состояние периодически бывает у любого человека, когда наступает некое озарение, и человек как будто попадает в такое течение, которое отвечает его самым искренним интересам и самым глубоким потребностям. Ему становится легко плыть и эффективность перемещения заметно увеличивается, исчезают сомнения и усталость. Тот, кто выражает готовность разделить данный интерес, также вовлекается в процесс, внося в него свой энергетический вклад. Вот так и действует механизм передачи драйва от одного к другому: интерес пробуждает в человеке энергию, а та, в свою очередь, привлекает к интересу внимание окружающих.

    В психологии большое внимание уделяется вопросу осознания человеком своих подлинных, смыслообразующих мотивов. В той степени, в которой мы узнаём разницу между тем, что мы о себе думаем и тем, чем мы являемся на самом деле, у нас появляется возможность действовать согласно со своей внутренней необходимостью. При таких действиях и появляется то самое состояние драйва, сопровождаемое глубоким интересом и радостным состоянием сознания.

    Так же в психологии считается, осознать свои подлинные мотивы не так просто и даже невозможно в одиночку.

    Да и вообще, человек – существо социальное, всё его психическое содержание наполняется в результате взаимодействия с другими людьми. Поэтому и возможно изменение этого содержания во взаимодействии с людьми. Возможно изменение, оттачивания вашего умения жить и действовать, реализовывать всё то, что заложено в вас судьбой, достигать поставленных целей, преодолевать неизбежно возникающие на этом пути трудности.

    Всегда, когда человек «вынужден» чем-то заниматься, «должен» что-либо делать, встает вопрос о правильности такого положения вещей. И при анализе ситуации часто обнаруживаются возможности для изменения сложившейся ситуации в ту или иную сторону.

    Ю.Б. Гиппенрейтер, одна из самых известных российских психологов, считает, что проблема развития воли человека должна решаться в направлении освобождения от принуждения. Воля характеризуется энергией устремленности для осуществления какой-либо деятельности. Когда человек делает не совсем то, что реально соответствует его внутренней необходимости, то для осуществления своей деятельности он как бы заимствует побудительную силу у другого мотива, заставляет себя делать дело ради чего-то другого. И оказывается, что такая деятельность будет неэффективна, будет, в конце концов, замком на песке, который разрушится при наступлении трудностей.

    Психологам часто приходится иметь дело с людьми, в прошлом испытывавшими такие принуждения. А все люди, в той или иной степени их испытывали. Анализируется мотивационная сфера, чтобы освободить силы и психическую энергию для осуществления подлинных жизненных задач. Существование таких жизненных задач признают даже далёкие от идеализма учёные. Спор лишь об их природе и функционировании.

    По наблюдению психологов, занимающихся вопросами личностного роста и самоактуализации, наиболее зрелыми и развитыми личностями, достигающими хороших результатов в какой-либо деятельности и являющихся лидерами, являются как раз личности, пошедшие по пути самопознания и раскрытия своих подлинных мотивов и жизненных задач.

    В исторической науке есть такая гипотеза о смене цивилизаций, что народы, которое долгое время терпели несправедливое отношение со стороны других народов, впоследствии побеждали в многочисленных войнах. Из-за того, что в этих народах росло число людей «долгой воли». Затем, становясь победителями, они через какое-то время исчерпывали тот потенциал. Притесняя других, истощали свою силу исторической справедливости, внутреннюю силу, можно сказать, драйв своего народа.

    В психологии существуют несколько действенных психологических техник, помогающих найти сови резервы в самом себе. Одна из таких техник -



    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «shango.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «shango.ru»