Нужно ли детям делать прививки: мнения специалистов со всеми «за» и «против» вакцинации. Нужны ли детям прививки: аргументы за и против

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

ВОТ ЧТО НАШЛА В ИНТЕРНЕТЕ, ТЕПЕРЬ ИЗУЧАЮ И ДУМАЮ....

Кое-что о прививках новорожденных. Информация к размышлению


Статья добавлена: 2009-02-06

Сейчас многих молодых родителей волнует вопрос, касающийся того, нужно ли прививать новорожденных малышей. Нашу семью этот вопрос тоже коснулся, а поэтому я стала искать информацию, которая помогла бы мне сделать соответствующие выводы.

Публикую на своем сайте познавательную статью, в которой говорится о правилах вакцинации, а также, о том, нужны ли прививки новорожденным детям:

«Мы не выступаем за прививки или против них, мы выступаем за разумность применения прививок и за право ребенка быть здоровым. Когда родители думают о вакцинации своего ребенка, они не должны верить на слово тем, кто ревностно советует им делать прививки. Поскольку в России приняты меры по экономической стимуляции врачей при распространении прививок, родители должны быть предельно бдительными в общении с медучреждениями любого толка. Особенное внимание следует обращать на действия работников родильных домой и детских поликлиник, а также других учреждений, выполняющих аналогичные функции.

В родильном доме

Новорожденный, только что появившийся на свет, не нуждается в прививках, а его родители нуждаются в возможности принять взвешенное информированное решение о том, будут они делать малышу прививки или нет. Однако, несмотря на это, персонал родильного дома торопится привить всех новорожденных без согласия родителей. Малышам делают прививку от туберкулеза, известную как БЦЖ, и от гепатита В.

Самым неприятным моментом в этом действии является то, что вашему ребенку без вашего ведома делают какую-то процедуру, а вы пока даже не в состоянии оценить ее вред или пользу. Более того, вас даже ни о чем не спрашивают, как будто у медперсонала роддома прав на ребенка значительно больше, чем у законных родителей. Эти действия идеально подходят под категорию медицинского произвола.

Чтобы не произошло непоправимого, родители должны заранее написать отказ от прививок своему новорожденному ребенку и оставить его у главврача родильного дома. Затем следует настаивать на круглосуточном совместном содержании и неустанно каждый день предупреждать всех детских сестер и врачей о том, что вы отказываетесь от вакцинации. И, конечно, если есть возможность, желательно выписываться из роддома на 2- 3-й день.

В России экономическое стимулирование врачей для обеспечения охвата населения прививками введено с 1993 года. Главный государственный санитарный врач России постановил «ввести экономическое стимулирование медицинских работников за своевременное проведение и достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками». Подобные меры оказались очень эффективными для обеспечения практически 95%-го охвата населения прививками. Но это еще не все. Чтобы врачам можно было успешней «охватывать» население, были значительно сокращены перечни медицинских противопоказаний для проведения вакцинации детям.

Прививки и отношения с детской поликлиникой

Независимо от того, где проходили роды, рано или поздно родители столкнутся с врачом-педиатром из детской поликлиники и попадут под прививочный прессинг, поскольку в детской поликлинике прививки начинают делать с 3-месячпого возраста. Если решение о вакцинации пока еще родителями не принято, они могут написать отказ от профилактических прививок, руководствуясь следующими основаниями:

грудной ребенок не нуждается в прививках, поскольку он использует пассивный иммунитет матери, а его иммунная система пока является незрелой;

– начало вакцинации можно отложить до исполнения ребенку шести лет, т. е. до момента завершения созревания иммунной системы. Вакцинация ребенка, иммунная система которого еще не сформирована, разрушительно влияет на состояние его организма в целом.

Итак, чтобы уберечь себя от излишней назойливости медработников, родителям необходимо дать письменный отказ от прививок. На основании федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» ст.5 п.З «При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны: выполнять предписания медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок».

ВАЖНО: Прививка, сделанная ребенку, страдающему аллергией или предрасположенному к ней, может привести к анафилактическому шоку!

Как принять решение о вакцинации ребенка

После того, как тылы защищены, и врачи не донимают родителей с требованиями начать вакцинировать малыша, можно все обдумать и принять информированное взвешенное решение. Осознанный выбор можно совершить имея доступ к полной информации, а это всегда трудно сделать по отношению к вакцинации, поскольку в распоряжении родителей всегда оказывается масса противоречивой, неполной и недостоверной информации.

Если родители все-таки думают о вакцинации и стоят перед принятием решения в ее пользу, или им не хватает информации, чтобы от нее отказаться, необходимо постараться тщательно разобраться в вопросах, которые мы приведем ниже.

Во-первых, принимая такое решение, не следует полагаться на советы врача, который заинтересован в максимальном охвате населения. Следует собирать независимую информацию. Все исследования за вакцинацию были оплачены фирмами-производителями вакцин, поэтому к ним нет никакого доверия.

Кроме этих исследований, есть ряд независимых исследований против вакцинации. Эти исследования можно найти в медицинской библиотеке и на сайтах в Интернете. Родители не являются специалистами иммунологами или вирусологами, поэтому, прежде чем принимать какое бы то ни было решение, необходимо познакомиться со всеми доступными аргументами «за» и «против».

Важным аргументом для принятия решения о проведении ребенку вакцинации является информация о пожизненных и абсолютных противопоказаниях к проведению прививок. Если у ребенка есть диатез или в семейном анамнезе присутствует аллергия со стороны отца или матери, это является пожизненным противопоказанием к вакцинации.

Следует особо отметить, что современная медицина преднамеренно исключила аллергию из списка противопоказаний к вакцинации. Сегодня врач может разрешить делать ребенку прививку даже в момент ярко выраженной аллергической реакции. У такого ребенка любая прививка может вызвать анафилактический шок и даже привести к летальному исходу.

Абсолютным противопоказанием к вакцинации до 6 лет является наличие у ребенка неврологических нарушений и перинатальных неблагополучий (ПЭП, недоношенность, гипотрофия, повышение внутричерепного давления, гипертонус, дистония и т. д.).

И еще один важный аргумент – наличие прививок не является гарантированной зашитой от болезни. Мы уже говорили о том, что после прививки от кори ребенок может заболеть корью. Правда, после прививки заболевание будет протекать атипично (т. е. с искаженной картиной), и его будет нелегко распознать.

Согласно исследованиям, проведенным в Великобритании, в группе людей любой численности число заболевших какой- либо болезнью равно числу привитых от этой болезни. Таким образом, в группе, где было 80% привитых от какого-либо заболевания, заболеваемость этой болезнью составляла 80%, где было 50% – составляла 50%, а где 10% – 10%. Это исследование доказывает, что прививка не спасает ребенка от болезни, он может заболеть этой болезнью с такой же вероятностью, как и непривитый ребенок.

Правила вакцинации

Если в результате сбора информации, тщательного взвешивания всех «за» и «против» родители решили отказаться от прививок, значит, они реализовали право, предоставленное им законом.

Если же они решили делать прививки, то они должны знать, что существуют определенные правила проведения вакцинации. Родители должны, с точки зрения потребителя, уметь пользоваться фармацевтическим товаром, которым является вакцина. Это тем более важно, поскольку вакцина вовсе не безобидный товар.

Прививки должны делаться строго по показаниям , что чрезвычайно важно, поскольку по силе воздействия на организм прививка приравнивается к сложной операции на сердце.

Показанием к вакцинации является отсутствие иммунитета по отношению к какому-либо заболеванию. Чтобы установить этот факт, необходимо сдать иммунологический анализ крови на состав антител и получить заключение о том, каких именно антител у ребенка нет.

Только по результатам анализа можно назначить ту или иную прививку, которая позволит организму выработать «недостающие» антитела. Прививка от болезни, иммунитет к которой уже сформирован, приводит к разрушению этого иммунитета, и ребенок останется незащищенным.

Прививку нельзя делать, если ребенок болен или ослаблен.В случаях, когда ребенок болеет или у него режутся зубы, прививки делать нельзя . Их можно делать по истечении месяца после окончания заболевания или неблагоприятного физиологического состояния.

Не делают прививки и в том случае, если у ребенка диатез, поскольку прививки могут его значительно усилить.

Не рекомендуется делать прививки на втором году жизни ребенка. Еще в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, когда отпуск по уходу за ребенком увеличили до трех лет и отпала необходимость отдавать маленького ребенка в ясли, значительно увеличилось число детей, которым в течение одного - трех лет не делали прививок.

Именно к этим мамам в популярных телепередачах того времени обращались врачи-иммунологи. Они уверяли, что детей, не получивших на первом году жизни ни одной прививки, нельзя прививать до исполнения двух лет. Объяснялось это тем, что на втором году жизни начинает формироваться собственный иммунитет ребенка, а любое вмешательство в этот процесс может серьезно его нарушить.

Такое вмешательство, как вакцинация, рассматривалось как довольно травматичная процедура. Самым главным минусом вакцинации в этом возрасте является то, что прививки просто не прививаются. Детский организм не дает достаточного иммунного отклика на введенную вакцину.

Поэтому врачи рекомендовали отложить начало вакцинации до 2-3-х лет, при этом авторитетно заявляя, что ребенок, которого кормят грудью и с которым мама сидит дома, защишен не меньше ребенка, получившего все прививки в срок.

Когда врач делает маленькому пациенту прививку, он поддерживает честь мундира, а не проявляет заботу о здоровье малыша

Не рекомендуется делать более одной прививки за один сеанс. Однако на деле ребенку за один сеанс могут сделать до 4 прививок. Обычно это злостное вредительство выдается за заботу об удобстве для мамы. «Чтобы вам к нам два раза не ходить, сразу все и сделаем!» - бодро и весело говорит медсестра.

Однако это действие приводит к серьезной нагрузке на иммунную систему и значительно нарушает сопротивляемость организма. Именно эта ситуация является наиболее опасной, поскольку при введении комбинированных вакцин чаше всего развиваются тяжелые поствакцинальные осложнения,

Вакцинацию не проводят во время эпидемий и эпизоотии , поскольку в этих случаях вакцинация способствует значительному увеличению ареола распространения заболевания. Другими словами, во время эпидемии дифтерии ни в косм случае нельзя прививать детей от дифтерии, поскольку вакцинация послужит дополнительным источником распространения заболевания.

Выбор вакцины. Вакцина - это такой же товар, как и любой другой, и им нужно уметь пользоваться. Согласившись на прививку, родители имеют право ознакомиться с сертификатом и инструкцией к вакцине, которой будут прививать их ребенка. Кроме того, в приложение к вакцине обязательно должны быть «Список противопоказаний» и «Список поствакцинальных осложнений».

Медучреждение, в котором мать собирается делать прививку, обязано предоставить все документы и списки в письменном виде. Причем эти документы должны быть изложены в доступной форме для непосвященного читателя.

С ними мать должна ознакомиться в спокойной обстановке и через некоторое время принять решение. Если списки отсутствуют, значит, вакцина экспериментальная, и никто действительно не знает о последствиях, к которым приводит данная прививка. Прививка экспериментальной вакциной - большой риск.

Нельзя делать прививки живой вакциной , поскольку это не прививка, а преднамеренное заражение болезнью, которой ребенок в свободной форме мог бы и не заразиться. Предпочтительно делать прививку ослабленной или убитой вакциной.

Гарантия безопасности. Каждый родитель должен знать, что, получив уверения в безопасности вакцины, он имеет право попросить у заведующей детским отделением поликлиники гарантийное письмо о том, что ее ребенка не постигнет ни одно поствакцинальное осложнение в течение следующих 10 лет, т. е. в течение срока действия вакцины. И если врач уверяет в полной безопасности, то медицинское учреждение должно дать требуемое гарантийное письмо. Если родители действительно получат такое письмо на руки, они могут смело делать прививки!

Контроль и проверка результата прививки. После проведения вакцинации очень важно убедиться в ее эффективнос­ти. Поэтому через месяц после прививки следует сдать анализ на титр антител по отношению к заболеванию, которое прививали. Если антитела не были обнаружены, не стоит торопиться повторять прививку, напротив, следует остановиться и попытаться разобраться, в чем причина такого результата.»

Непосредственно сам процесс вакцинации неразрывно связан с работой иммунитета. А иммунитет – вещь для понимания сложная, обросшая мифами, противоречиями и заблуждениями.

И чтобы ответить на этот вроде бы несложный вопрос, вынесенный в название статьи, надо ориентироваться в основных понятиях, которые касаются прививок и их влияния на иммунитет и организм ребёнка в целом.

Что такое вакцинация? Виды вакцин

Вакцинация — это способ приобретения активного иммунитета к определённым заболеваниям, путём введения в организм специальных препаратов – вакцин.

Прививки являются основным методом управления заболеваемостью, который может радикально влиять на эпидемический процесс, делает болезнь управляемой.

С помощью вакцин была нейтрализована натуральная оспа и значительно уменьшена заболеваемость и смертность от таких заболеваний, как корь, дифтерия и коклюш.

Что же происходит в организме после поступления в него вакцинального препарата? Иммунитет начинает реагировать выработкой защитных факторов – антител. Их можно обнаружить уже через несколько недель. Затем, в течение месяца, количество их растет, достигает своего максимума и начинает снижаться.

Для защиты от бактериальных инфекций производится серия из трёх инъекций с промежутком не менее месяца.

Для большей устойчивости и эффективности иммунной защиты проводят ревакцинацию, вследствие которой уровень антител быстро повышается и держится на должном уровне в течение определённого количества лет.

В настоящее время применяются следующие виды вакцин:

  • живые вакцины. Изготовлены на основе живых ослабленных микроорганизмов. К ним относятся: вакцина против туберкулеза (БЦЖ), оральная полиомиелитная вакцина, живые вакцины от кори, от паротита и против краснухи. В большинстве стран из этого списка используется только БЦЖ;
  • убитые вакцины. Получаются путём обезвреживания возбудителей. Это инактивированная вакцина от полиомиелита (ИПВ) и коклюшная вакцина, входящая в состав поливакцины АКДС;
  • вакцины, полученные в результате генноинженерного синтеза. Это вакцины против гепатита В;
  • анатоксины. Получены путем обезвреживания токсинов возбудителей. В основном это происходит при использовании формалина в качестве обезвреживающего агента. Так получают столбнячный и дифтерийный компоненты АКДС;
  • поливакцины. С их помощью проводится вакцинация сразу от нескольких возбудителей. При этом достигается уменьшение числа инъекций. Примерами являются: АКДС (прививка от коклюша, дифтерии, столбняка), Тетракок (от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита), Приорикс или КПК (от кори, краснухи и паротита).

В каждой стране есть национальный календарь профилактических прививок, на основании которого составляется индивидуальный план вакцинация детей и взрослых. Он может изменяться с течением времени или с разработкой и регистрацией новых вакцин.

В основном в настоящее время вакцинируют от следующих заболеваний: туберкулёз, гепатит В, коклюш, столбняк, дифтерия, полиомиелит, корь, краснуха, эпидемический паротит, гемофильная инфекция.

Вакцины бесплатные, но в большинстве случаев имеется коммерческий аналог, который родители могут приобрести за свои деньги. Во многих странах, а некоторые теперь и в России, в календарь входят прививки от гемофильной палочки, разработаны вакцины от гепатита А, ротавирусной инфекции, ветряной оспы и пневмококковой инфекции.

Помимо плановых профилактических прививок, существуют вакцины, которые используют по эпидемическим показаниям. К ним относятся прививки от гриппа, бешенства, жёлтой лихорадки, брюшного тифа, чумы и холеры.

Узнайте о том, когда и как ставится прививка от такого заболевания, из материала детского врача.

Более подробно о вакцинации против такой вирусной инфекции, рассказывает врач-педиатр.

О том, можно ли предупредить с помощью профилактической вакцинации, рассказывает специалист.

Перед вакцинацией доктор в обязательном порядке осмотрит ребёнка и расспросит родителя о сопутствующих заболеваниях, реакциях на предыдущую прививку, возможной аллергии. В случаях наличия противопоказаний даётся медотвод.

Это может быть один месяц или несколько, а может и год. При необходимости ребёнок направляется на анализы или консультации специалистов.

Медотвод — вещь серьёзная. Особенно если он довольно продолжительный. Ведь при этом нарушается заранее продуманный процесс иммунизации. Антитела вырабатываются, но их концентрации может не хватить для адекватной и длительной защиты.

Противопоказания бывают временные и постоянные (абсолютные), ко всем вакцинам или к каким-то определённым.

Абсолютные противопоказания:

  • сильная реакция или осложнение на предыдущую прививку;
  • для всех живых вакцин: беременность, иммунодефицит, новообразования;
  • для БЦЖ-вакцины: масса тела новорождённого менее 2000 гр;
  • для вакцины против краснухи – анафилактическая реакция на аминогликозиды;
  • для вакцины против коклюша: афебрильные судороги в прошлом, прогрессирующие болезни нервной системы;
  • для вакцины против гепатита В – аллергия на дрожжи.

Временные противопоказания:

  • острая респираторная инфекция с повышением температуры тела;
  • кишечная инфекция;
  • обострение или декомпенсация хронического заболевания.

За последние двадцать лет список противопоказаний значительно уменьшился. По результатам исследований и наблюдений, осложнений при этом больше не стало. Но и здоровье детей не изменилось в лучшую сторону.

Всегда есть группа риска – дети с определённой сопутствующей патологией. Это могут быть пороки сердца, наследственные заболевания, аллергия, анемия, энцефалопатия или дисбактериоз. На сегодняшний момент они относятся к ложным противопоказаниям. Дети эти активно прививаются.

Но грамотный доктор всегда относится к таким детям с наивысшим вниманием, ведь вакцинация является довольно сложным процессом, значительно влияющим на организм ребёнка. И реакцию бывает довольно сложно предугадать.

Таким детям необходима определённая подготовка перед прививкой, о которой обязательно надо спрашивать у своего врача. Практически здоровых детей тоже полезно подготовить к этой процедуре.

Для того, чтобы всё прошло как можно успешнее, необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Состояние здоровья ребёнка. Малыш накануне проведения процедуры должен быть здоров.

Причем не только по оценке доктора. Бывает, что явных симптомов нет, но мама рассказывает, что с ребёнком «что-то не то». Может, немного хуже поел или более беспокойно себя вел, меньше обычного спал.

Это может быть первыми признаками какой-нибудь болезни. И, конечно, температура должна быть нормальной, никакой сыпи, никаких катаральных явлений в виде насморка или кашля.

Если отмечается склонность к запорам, обязательно наладьте стул (препаратом лактулозы, к примеру).

Если ребёнок склонен к аллергии, желательно за несколько дней до прививки начать принимать препарат кальция и антигистаминное средство. Длительность приёма зависит от назначений вашего доктора. В среднем, это дней пять.

  1. Не кормите усиленно ребёнка перед прививкой. Будет лучше, если он будет слегка голодным.
  2. В день проведения прививки не планируйте длительных походов по врачам-специалистам. Зашли к своему доктору, получили после его осмотра допуск к вакцинации, привились, выждали полчасика перед кабинетом. И домой. Лишний час в очереди под другими кабинетами намного повышает риск подхватить какую-нибудь инфекцию от недалеко стоящего ребёнка.
  3. После вакцинации посидите минут 30 перед прививочным кабинетом. В случае возникновения аллергической реакции немедленно в него обратитесь. Желательно после ещё часок погулять где-нибудь поблизости.

По возвращении домой не торопитесь накормить малыша. Обязательно дайте попить водички или морса. В последующие несколько дней давать кушать по аппетиту и обильно поить. Купать можно на следующий день. Обязательно гуляйте.

Не допускайте перегрева ребёнка, почаще проветривайте его комнату и ежедневно делайте влажную уборку. На несколько дней ограничьте контакты с другими детьми.

Очень часто после прививки у малыша появляются признаки недомогания, повышается температура, в месте укола может быть небольшое покраснение. Это не осложнение. Это ответная поствакцинальная реакция иммунитета. Начинают вырабатываться антитела. При лихорадке дайте ребёнку препарат ибупрофена или парацетамола, а на ночь поставьте свечку. Как правило, это проходит за несколько дней.

На следующий день медсестра или доктор обязательно должны поинтересоваться состоянием здоровья малыша. Но, если вас что-либо беспокоит, не ждите, тут же обратитесь за помощью.

Крайне редко, но и это случается. И родителям очень важно знать, когда стоит бить тревогу:

  • местные осложнения . Проявляются в виде воспаления в месте инъекции. Кожа на ощупь горячая, припухшая, покрасневшая, прикосновение к ней болезненно.

Такая инфильтрация может в дальнейшем развиться в абсцесс или даже в рожистое воспаление. Возникает как следствие нарушения техники проведения процедуры и правил асептики;

  • тяжёлые аллергические реакции. Это очень серьёзно. При их возникновении счёт идёт на минуты. Могут развиться в течение суток после прививки, а анафилактический шок уже в первые часы.

Внимательно следите за состоянием ребёнка. При первых жалобах на зуд, затруднённое дыхание, бледность, отёк кожи и более глубоких слоёв — немедленно обратитесь за медицинской помощью.

Именно поэтому первые несколько часов желательно находиться поблизости от поликлиники;

  • судороги и поражения нервной системы (энцефалиты, менингиты, невриты и полиневриты). В большинстве случаев провоцируется вакциной АКДС. Чаще всего не возникают на ровном месте.

У ребёнка в анамнезе могут отмечаться энцефалопатии или другие нарушения в работе центральной нервной системы;

  • вакциноассоциированный полиомиелит. Встречается после прививки живой оральной вакциной – ОПВ.

На сегодня большинство стран исключили эту вакцину из своего национального календаря прививок, оставив ИПВ – инактивированную полиомиелитную вакцину. Вводится она внутримышечно и в большинстве случаев неприятностей не приносит;

  • генерализованная инфекция после введения вакцины БЦЖ — в виде остеомиелитов и оститов. Описание этих осложнений, конечно, многим родителям внушают тревогу и страх перед прививками.

Одна только лихорадка у трехмесячного ребёнка в течение нескольких дней после вакцинации АКДС может стать причиной последующих отказов, не говоря уже о большем.

Многие родители скажут, что не прививали своего ребёнка, ничем при этом не болели и не «грузили» иммунитет малыша. Но этим самым создается неиммунизированная прослойка в детском и взрослом населении, что в будущем может повлечь вспышку эпидемии, как было в допрививочную эру.

Да, риск при проведении вакцинации есть. Но в каждом отдельном случае он разновелик. Ежедневно прививается огромное количество детей. У подавляющего большинства всё проходит гладко. Но, к глубочайшему сожалению, случаются и смертельные исходы.

Весть о них со скоростью света разносится по всем источникам массовой информации, их во всех подробностях обсуждают на форумах, а противники вакцинации получают новый стимул к своей борьбе. Обвиняют врачей, плохие вакцины и систему здравоохранения в целом…

Я не ставлю целью этой статьи склонить к обязательному прививанию вашего ребёнка. У этого метода активной профилактики есть свои плюсы и свои минусы. Всё очень индивидуально. Но риск развития осложнений и летального исхода при заболевании у не привитого ребёнка на порядок выше, чем у привитого.

В то же время, если есть сопутствующая патология, будь то аллергические заболевания, нарушения иммунитета, наследственные заболевания или реакция на предыдущую прививку, не забудьте рассказать доктору во всех подробностях, если он об этом не знает.

Возможно, потребуется консультации специалистов, дополнительные анализы. Обязательно выполните все назначения и рекомендации врача. Каждый раз перед прививкой вы даёте своё согласие. И в вашей власти, чтобы оно было как можно более информированным и осознанным.

Будьте здоровы!

Делать ли прививки ребенку (За и против)

Спасибо

Сегодня многие родители размышляют над вопросом: "Стоит ли делать прививки ребенку?". В обществе развернулась широкая и весьма оживленная дискуссия на эту тему. Отчетливо можно выделить две группы людей, высказывающих совершенно противоположное мнение и отстаивающих его весьма агрессивно, с применением различных аргументов, которые чаще всего являются факторами эмоционального воздействия на аудиторию.

Делать ли прививки ребенку?

Итак, на сегодняшний день в нашем обществе имеется группа людей, которые считают, что прививки для ребенка есть абсолютное зло, они приносят только вред и никакой пользы - поэтому, соответственно, совершенно не нужно их делать. В противоположность ей существует другая группа, которая доказывает не просто обоснованность прививок, а необходимость обязательно выполнять сроки их постановки соответственно календарю. Как видно, обе эти группы занимают крайние позиции, можно сказать радикальные. Однако очевидна неправота и тех, и других, поскольку всегда есть множество факторов, которые следует учитывать при принятии решения, вследствие чего нельзя найти одно единственное простое решение для сложной проблемы.

Безусловно, прививки нужны, поскольку они оберегают детей и взрослых от серьезных эпидемий инфекционных заболеваний, вспышки которых способны погубить от половины до 2/3 всего населения, как это уже было не раз в истории. С другой стороны нельзя унифицировать всех людей, и подходить к ним с одной меркой, поскольку каждый человек индивидуален. Именно из-за наличия большого количества индивидуальных особенностей у каждого ребенка нельзя считать календарь прививок единственно правильной инструкцией, обязательной для исполнения в неизменном виде. Ведь каждая вакцина имеет показания и противопоказания, а также инструкции по ее применению. Поэтому следует учитывать все особенности ребенка, и если он имеет какие-то противопоказания к прививке на данный конкретный момент, то необходимо сдвинуть календарь и проводить вакцинацию, соблюдая врачебный принцип "Не навреди". Не произойдет ничего страшного, если ребенок получит необходимые вакцины чуть позже, чем его сверстники.

Перейдем к позиции противников прививок, которые видят в них абсолютное зло, выдуманное специально для них. Основной аргумент этой группы людей – вредное воздействие прививок на развитие ребенка, как физическое, так и умственное. К сожалению вакцинация, как и любая манипуляция, чревата возможными осложнениями, которые встречаются в реальности довольно редко. Но противники прививок утверждают, что практически любые болезни ребенка связаны именно с вакцинами. Увы, это не так. Человеческий организм не настолько просто устроен. Но человек склонен искать наиболее простое решение проблем, поэтому, когда у ребенка возникает какое-либо заболевание, то гораздо проще посчитать виновником всех бед прививку, чем долго, тщательно и скрупулезно разбираться в явлении, и выяснять истинную причину.

Обычно противники прививок используют целый ряд аргументов, которыми стараются оказать максимально сильное эмоциональное воздействие на слушателя. Поэтому, чтобы разобраться в проблеме, необходимо полностью взять под контроль эмоции и руководствоваться только разумом, поскольку сердце здесь плохой советчик. Безусловно, когда родителям скажут, что после прививки ребенок может остаться "дурачком" на всю жизнь, или серьезно заболеть, и приводят некие факты из историй болезни, любой взрослый человек будет впечатлён. Его эмоции будут очень сильными. Как правило, имеет место передергивание и подача информации в максимально негативном ключе, без тщательного выяснения истинных причин произошедшей трагедии.

После таких сильных эмоциональных потрясений многие люди подумают: "Действительно, зачем эти прививки, когда от них такие осложнения!". Такое решение под воздействием сильных сиюминутных эмоций неверно, поскольку никто не гарантирует, что непривитый ребенок не заразится оспой или дифтерией , которые станут для него смертельными. Другой вопрос, что необходимо учесть все аспекты состояния ребенка и поставить прививку тогда, когда малыш готов ее перенести без осложнений.

Именно поэтому предлагаем ознакомиться с наиболее распространенными аргументами противников прививок, и с научными объяснениями феномена иммунитета , чтобы ваши решения были разумными и взвешенными, основанными на рассуждениях, а не на слепых утверждениях. Ниже приводим аргументы противников прививок под заголовком "против", и объяснения ученых и врачей по каждому утверждению под заголовком "за".

Прививки детям – за и против

Против. Противники прививок утверждают, что многие люди имеют собственный иммунитет против инфекций, который полностью разрушается после вакцинации.

За. В первую очередь разберемся в понятиях. В этом утверждении слово "иммунитет" используется, как синоним невосприимчивости к заболеваниям. Имеет место путаница понятий "невосприимчивость к заболеваниям" и "иммунитет", которые у многих людей являются синонимами, что неверно. Иммунитет – это совокупность всех клеток, реакций и систем организма, которые осуществляют выявление и уничтожение патогенных микробов, чужеродных и раковых клеток. А невосприимчивость к заболеваниям – это наличие устойчивости к определенному возбудителю инфекции.

Конечно, человек рождается с иммунитетом, в том смысле, что у него есть клетки и реакции, обеспечивающие уничтожение микробов. Однако невосприимчивости к тяжелым и заразным инфекциям нет ни у одного новорожденного . Такая невосприимчивость к определенной инфекции может сформироваться только после того, как человек переболеет ей и выздоровеет, или после введения вакцины. Рассмотрим, как это происходит.

Когда в организм человека попадает патогенный микроб–возбудитель инфекции, он заболевает. В это время специальные клетки иммунной системы, называемые В–лимфоцитами , приближаются к микробу и выясняют его "слабые места", условно говоря. После такого знакомства В-лимфоциты начинают размножаться, а затем активно синтезируют особые белки, называемые иммуноглобулинами, или антителами. Данные антитела вступают во взаимодействие с инфекционным микроорганизмом, уничтожая его.

Проблема в том, что для каждого микроба–возбудителя нужны свои особенные антитела. Иными словами, антитела, выработанные против кори , не смогут уничтожить краснуху и т.д. После перенесенной инфекции в организме человека остается немного антител к возбудителю, которые переходят в неактивное состояние и называются клетками памяти. Именно эти клетки памяти обуславливают невосприимчивость к инфекции в дальнейшем. Механизм невосприимчивости таков: если микроб попадает в организм человека, то против него уже есть антитела, они просто активируются, быстро размножаются и уничтожают возбудитель, не дав ему вызвать инфекционный процесс. Если же антител нет, то процесс их выработки занимает некоторое время, которого может просто не хватить в случае серьезной инфекции, и в результате человек умрет.

Вакцина же позволяет организму сформировать такие клетки памяти против опасных инфекций, не болея ими. Для этого в организм вводятся ослабленные микробы, не способные вызвать инфекцию, но достаточные для того, чтобы В–лимфоциты отреагировали и смогли синтезировать клетки памяти, которые обеспечат невосприимчивость к данной патологии на определенный срок.

Против. У ребенка есть мощный иммунитет, поэтому здоровые от рождения дети легко смогут вынести любую инфекцию, даже в период эпидемии.

За. Нет таких мощнейших защитных сил у организма, которые позволят ему быть полностью устойчивым к инфекциям, а при условии заболевания успешно ее перенести и выздороветь. Даже у взрослого человека нет таких сил. Классический пример – это грипп , который бывает ежегодно. Причем вы можете быть абсолютно здоровы, но в эпидемию гриппа способны заболеть, да так, что неделю не сможете пошевелиться. Есть люди, которые болеют время от времени, а есть и переносящие грипп каждый год. В данном примере речь идет о гриппе - относительно безопасной инфекции, которая, однако, каждый год уносит жизни почти 25 000 человек в России. А подумайте о гораздо более тяжелых и невероятно заразных инфекциях, таких как коклюш , дифтерия, чума , оспа и т.д.

Против. Ребенок имеет еще не полностью развитую иммунную систему, а прививки вмешиваются в естественный ход вещей и нарушают становление правильных механизмов защиты от болезней. Поэтому нельзя ставить прививки до тех пор, пока иммунная система полностью не сформируется.

За. Действительно, иммунная система ребенка при рождении не является полностью зрелой, но она разделена на два важнейших звена, которые не следует смешивать. Итак, выделяют специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка не сформированы полностью только механизмы неспецифического иммунитета, которые отвечают за уничтожение болезнетворных микробов на слизистых оболочках, в кишечнике и т.д. Именно недостатком неспецифического иммунитета объясняются частые простуды ребенка, его склонность к кишечным инфекциям , длительные остаточные явления в виде кашля , насморка и др.

Неспецифический иммунитет защищает наш организм от условно-патогенных микробов, постоянно находящихся на коже и слизистых оболочках. Условно-патогенные микробы – это такие микроорганизмы, которые в норме присутствуют в составе микрофлоры человека, но не вызывают заболеваний. Когда же снижается неспецифический иммунитет, то условно-патогенные микроорганизмы способны вызвать вполне серьезную инфекцию. Именно этот феномен наблюдается у больных СПИДом, неспецифический иммунитет которых практически не функционирует, и они заражаются самыми безобидными микробами, живущими в норме на коже и слизистых человека. Но неспецифический иммунитет не имеет никакого отношения к процессу защиты организма от тяжелых инфекций, вызываемых заразными микробами.

Специфический же иммунитет – это по сути и есть процесс образования антител В–лимфоцитами, который не имеет никакого отношения к механизмам неспецифической защиты. Специфический иммунитет направлен на уничтожение серьезных, заразных микробов, а неспецифический необходим для того, чтобы мы не заболевали постоянно из-за наличия кишечной палочки в кишечнике или стафилококка на коже. А дети рождаются с недостаточно развитым неспецифическим иммунитетом, но с прекрасно подготовленным специфическим, который полностью сформирован и только ждет, образно говоря, "боевую задачу".

Прививка – это действие, которое необходимо для активации именно специфического иммунитета. Поэтому вакцинация никоим образом не нарушает процессов созревания, формирования и становления механизмов неспецифической защиты. Это как бы два процесса, которые протекают параллельными путями. К тому же прививки вызывают активацию только одного звена иммунитета, в ходе действий которого вырабатывают антитела против одной конкретной инфекции. Поэтому никак нельзя говорить о том, что прививка представляет собой этакий бульдозер, уничтожающий весь слабый детский иммунитет. Вакцина оказывает прицельное и точечное воздействие.

Полезно знать, что способность синтезировать антитела развивается у ребенка еще в утробе матери, а вот неспецифический иммунитет окончательно формируется только к 5 – 7 годам. Поэтому для ребенка более опасны условно-патогенные микробы с кожи матери или отца, чем прививки. Нормальная работа неспецифического иммунитета наблюдается у детей с 1.5 лет, поэтому, только начиная с этого возраста, вводятся вакцины, которые задействуют данные механизмы. К вакцинам, задействующим неспецифический иммунитет, относятся прививки против менингококка (менингита) и пневмококка (пневмонии).

Против. Если ребенок благополучно дожил до 5 лет, его иммунная система полностью сформировалась, то теперь ему точно не нужны никакие прививки - он и так здоров, и не заболеет.

За. В данном утверждении опять перепутаны специфический и неспецифический иммунитет. У ребенка к 5 годам полностью формируется неспецифический иммунитет, но он защищает его от простых микроорганизмов, вроде кишечной палочки, стафилококка, живущего на коже, множества бактерий , в норме обитающих в полости рта и т.д. Но неспецифический иммунитет не способен защитить ребенка от серьезных инфекций, возбудители которых могут быть нейтрализованы только антителами, то есть специфическим иммунитетом.

Антитела не вырабатываются самостоятельно - они продуцируются только в результате встречи, так сказать личного знакомства В–лимфоцита и микроба. Иными словами, для формирования невосприимчивости к серьезным инфекциям необходимо познакомить организм с микробом – возбудителем. Чтобы сделать это, существует два варианта: первый – заболеть, и второй – сделать прививку. Только в первом случае ребенок заразится полноценными, сильными микробами, и кто победит в ходе такого "знакомства" - неизвестно, ведь, например, 7 из 10 заболевших дифтерией детей умирают. А когда вводится вакцина, она содержит или вовсе мертвые микробы–возбудители, или значительно ослабленные, которые не могут вызвать инфекции, но их попадание достаточно для того, чтобы иммунная система их распознала и выработала антитела. В ситуации с прививкой мы как бы подыгрываем иммунной системе, вводя заранее ослабленного противника, которого легко победить. В итоге получаем антитела и невосприимчивость к опасной инфекции.

Антитела не способны образоваться без встречи с микробом, ни при каких обстоятельствах! Таково свойство иммунной системы. Поэтому, если человек не имеет антител к какой-либо инфекции, то он способен заразиться и в 20, и в 30, и в 40, и в 50, и в 70 лет. А кто выиграет битву при заражении активным микробом, зависит от множества факторов. Конечно, иммунная система функционирует полноценно, уже развилась к пяти годам жизни ребенка, но как показывали исторические эпидемии инфекционных болезней, в двух случаях из трех выигрывает патогенный микроб. И только один из трех выживает и имеет в дальнейшем невосприимчивость к данной инфекции. Но человек не может передать эти механизмы по наследству, поэтому его дети родятся вновь вполне подверженными заражению опасным болезням. Например, взрослые в странах третьего мира, где не делают прививок, прекрасно заражаются и умирают от дифтерии, хотя их иммунитет полностью сформирован!

Против. Лучше переболеть детскими инфекциями будучи ребенком, чем взрослым, когда они переносятся крайне плохо и тяжело. Речь идет о кори, краснухе и свинке.

За. Безусловно, дети легче переносят эти инфекции, чем взрослые. Да и прививка от них не гарантирует пожизненного иммунитета, он действителен только 5 лет, после чего необходимо новь проводить вакцинацию. Однако "за" эти прививки говорят следующие факторы:

  • возможное бесплодие у мальчиков после свинки ;
  • высокая частота развития артритов после краснухи, перенесенной в детстве;
  • риск развития уродств плода при заболевании краснухой беременной женщиной в сроке до 8 недель.
Однако после прививки в детстве ее необходимо повторять. Поэтому, при условии плохого самочувствия ребенка или иных факторов, которые говорят за отказ от вакцинации, можно их учесть, и перенести профилактику данных инфекций на более поздний срок.

Против. Не нужно ставить АКДС в три месяца, когда в шесть лет делают АДС-М, которая содержит маленькую дозу частиц дифтерии. Пусть ребенок получит поменьше "гадости".

За. Вакцина АДС-М необходима именно в шесть лет при условии, что ребенок был привит АКДС в младенчестве , поскольку она одна - совершенно не эффективна. В этом случае вы не получите эффекта только от одной дозы АДС-М, поэтому можете совсем не делать эту прививку. Введение только АДС-М в шесть лет – бесполезный укол.
Если же ребенок по каким-либо причинам не имеет прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (АКДС) к шести годам, то его вакцинируют согласно следующему графику: 0 – 1 – 6 – 5. Это означает: первая вакцина – сейчас, вторая – через месяц, третья – через полгода, четвертая – через пять лет. При этом первые три вакцины вводят АКДС, и только четвертую, через пять лет – АДС-М.

Против. Фирмы-производители вакцин для прививок просто хотят заработать побольше денег, поэтому заставляют всех их ставить, несмотря на вред, последствия и осложнения.

За. Конечно, фармацевтические концерны не являются строго благотворительными организациями, но они и не должны ими быть. В свое время Луи Пастер придумал вакцину от оспы не для забавы и не потому, что очень хотел заработать денег, а всех остальных сделать умственно отсталыми идиотами. Как мы видим, прошло более ста лет, люди перестали умирать от оспы, и умственная отсталость не поразила ни Европу, ни Америку, ни Россию.

Фармацевтические концерны работают, они не занимаются разбойными набегами и воровством. Никто ведь не обвиняет производителей, скажем, хлеба или макарон, что они хотят всех сделать дураками и нажиться на людях, вынуждая покупать свою продукцию. Конечно, хлебозаводы и макаронные фабрики получают прибыль, но и люди могут приобрести продукты питания . Так же и с вакцинами – фармацевтические заводы получают прибыль, а люди - защиту от опасных инфекций.

К тому же очень большие деньги вкладываются в разработку новых вакцин, поиск лекарства от СПИДа и другие отрасли. Фармацевтические фирмы ежегодно выделяют множество доз вакцины бесплатно, для проведения компании прививок в странах третьего мира.

В конце концов, если звезды зажигаются - значит это кому-нибудь нужно! В России есть опыт отказа от массовой вакцинации – это эпидемия дифтерии, наблюдаемая в 1992 – 1996 годах. В тот период времени вакцины не закупались государством, малышей не прививали - вот и итог.

Против. Есть тысячи примеров, что дети, которым сделали прививки, болеют много и часто, а непривитые – нет. В принципе, непривитый ребенок намного легче переносит все болячки. Многие родители заметили это в своих семьях – первый ребенок с прививками болел постоянно, а второй никаких вакцин – и ничего, максимум пару раз кашлянет.

За. Здесь дело не в прививках. Давайте разберемся, почем часто болеют первые дети, которым ставили прививки. Часто женщины выходят замуж по беременности , переживают множество стрессов , жилищные и материальные проблемы стоят очень остро. Опять же питание не слишком хорошее. Естественно ребенок рождается не в самых оптимальных условиях, что и способствует частой заболеваемости. А тут еще прививки...

Второго же ребенка планируют, женщина и мужчина готовятся, как правило, имеют работу, стабильный доход, решенные материальные и жилищные проблемы. Питание беременной и кормящей матери гораздо лучше, ребенок ожидаемый и т.д. Естественно, что при таких разных условиях второй ребенок будет здоровее, болеть будет меньше, и прививки тут не причем. Но родители уже решили: вот первому ставили прививки, так он болел, а второй – здоровый, и не болеет без всяких вакцин. Решено – прививки отменяем!

В самом деле, причина не в прививках, но думать об этом не хочется. Поэтому, прежде чем делать вывод "есть прививки – болеет, нет прививок – не болеет", подумайте и проанализируйте все факторы. Ведь не стоит забывать и об индивидуальных особенностях ребенка. Например, бывают и близнецы совершенно разными, один – слабый и болезненный, а второй – сильный и здоровый. Причем живут и развиваются они в совершенно одинаковых условиях.

Против. В вакцинах содержатся опасные вещества – вирусы, бактерии, раковые клетки, консерванты (в частности ртуть), которые вызывают серьезные осложнения у детей.

За. В вакцине действительно содержатся и вирусные частицы, и бактерии, но они не способны вызвать инфекционное заболевание. Поскольку для выработки иммунитета против конкретной инфекции необходимо познакомить В–лимфоцит и микроб, то ясна необходимость наличия частиц микроорганизма–возбудителя в вакцине. В ней находятся частицы вирусов или бактерий, или же убитые возбудители, которые просто носят характерные антигены, необходимые для знакомства и выработки антител В–лимфоцитами. Естественно, что кусочек вируса или мертвая бактерия никак не может вызвать инфекционного заболевания.

Перейдем к консервантам и стабилизаторам. Наибольшее количество вопросов вызывает формальдегид и мертиолят.

На стадии производства вакцин используют формальдегид, который в больших количествах вызывает рак . В вакцины это вещество попадает в следовых количествах, концентрация его в 10 раз меньше, чем вырабатывается организмом в течение 2 часов. Поэтому идея о том, что следовые количества формальдегида в вакцине приведут к раку - просто несостоятельна. Гораздо опаснее препарат Формидрон, в котором также есть формальдегид - им пользуются для устранения повышенной потливости . Смазав подмышки Формидроном, вы рискуете впитать через кожу гораздо большие дозы опасного канцерогена!

Мертиолят (тиомерсал, меркуротиолят) применяется и в развитых странах. Максимальная концентрация данного консерванта в вакцине против гепатита В – 1 г на 100 мл, а в других препаратах еще меньше. Переведя это количество на объем вакцины, получим 0,00001 г мертиолята. Такое количество вещества выводится из организма в среднем 3–4 суток. При этом, учитывая содержание ртути в воздухе городов, уровень мертиолята, введенный с вакциной, сравнивается с фоновым через 2–3 часа. К тому же в вакцине содержится ртуть в неактивном соединении. А ядовитые пары ртути, способные вызывать поражение нервной системы – это совершенно другое дело.

По поводу ртути есть интересное исследование. Оказывается, она накапливается в скумбрии и селедке в огромных количествах. При регулярном употреблении в пищу мяса этих рыб они могут приводить к онкологическим заболеваниям.

Прививки детям: за и против - видео

Стоит ли вакцинировать детей строго по календарю?

Конечно нет. Необходим индивидуальный подход с тщательным выяснением состояния ребенка, изучением истории родов и развития, а также перенесенных заболеваний. Поскольку некоторые состояния являются противопоказанием для немедленной вакцинации, которая переносится в зависимости от ситуации на полгода-года, а то и два года. Бывает ситуация, когда нельзя ставить одну прививку, но можно другую. Тогда следует отложить противопоказанную вакцину, и поставить разрешенную.

Часто родители сталкиваются со следующей проблемой. Например, в календаре прививок для ребенка указано, что сначала делается БЦЖ , после нее вводится вакцина против полиомиелита . Если ребенок не был вакцинирован БЦЖ, и подошло время делать прививку против полиомиелита, то медсестры и врачи отказываются ставить полиомиелит без БЦЖ! Такое поведение мотивируется календарем прививок, в котором ясно написано: сначала БЦЖ, потом полиомиелит. К сожалению, это неправильно. Данные вакцины никак не связаны между собой, поэтому можно поставить прививку против полиомиелита и без БЦЖ. Чаще всего медицинские работники, особенно в государственных лечебно-профилактических учреждениях, свято следуют букве инструкции, часто даже в ущерб здравому смыслу. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой, лучше всего обратиться в центр вакцинации и поставить необходимую прививку.

В принципе БЦЖ – это профилактика туберкулеза , но при соблюдении норм гигиены и отсутствии контакта с больным очень сложно им заразиться. Ведь туберкулез – это социальная болезнь, чаще всего поражающая людей, которые плохо питаются, имеют низкую сопротивляемость болезням, а также живут в антисанитарных условиях. Именно такое сочетание вызывает восприимчивость к туберкулезу. Для иллюстрации характера туберкулеза, как социальной болезни, приведу два примера из личной практики.

Первый пример. Заболел мальчик из вполне приличной семьи, родители работают, имеют нормальный доход, хорошо питаются, но в доме очень грязно. Живут в старой квартире, которой 20 лет. Только представьте условия жизни ребенка, когда ковер в большой комнате не чистился ни разу за эти годы! Его накрывали брезентом, который просто вытряхивали, когда на нем накопится мусор. В квартире не пылесосили, только подметали. Здесь причиной заболевания туберкулезом стало явное пренебрежение чистотой.

Второй пример. Сочетание всех факторов, благоприятных для заражения туберкулезом, встречается в местах лишения свободы. Поэтому в исправительных колониях и тюрьмах туберкулез просто бушует.

В принципе интуитивно понятно любому грамотному врачу, что прививки, которые не были поставлены согласно графику, вводятся по показаниям и в зависимости от ситуации, но никак не согласно очередности, имеющейся в календаре прививок для детей. Поэтому порядок календаря – БЦЖ, потом АКДС, и только так - конечно, не является строгой последовательностью, обязательной для исполнения. Разные прививки никак не связаны друг с другом.

Другой вопрос, когда речь идет о втором и третьем введении. Когда дело касается АКДС - здесь необходимо соблюдать сроки для формирования полноценного иммунитета к инфекциям. В данном случае инструкция о том, что АКДС делают три раза с перерывом один месяц между ними - обязательна для исполнения. Опять же, в каждой инструкции всегда прописываются возможные варианты - как поступать, если прививки пропущены, сколько еще вакцин вводить и в какой последовательности. Простите объяснить вам это.

Наконец, всегда помните, что наличие родовой травмы или расстройства кишечника накануне прививки являются противопоказаниями для их введения строго по графику. В этом случае вакцинация должна быть передвинута согласно требованиям, указанным в инструкции по прививочному делу. Например, повышенное внутричерепное давление у ребенка после родов приводит к необходимости отложить прививки, которые можно будет ставить только спустя год после нормализации давления . А расстройство пищеварения является противопоказанием к прививке против полиомиелита, которая переносится до момента полного выздоровления и исчезновения признаков кишечной инфекции.

Обязательно ли делать прививки детям?

На сегодняшний день в России родители могут отказаться прививать своих детей. Вакцинация не является обязательной. Но многие детские учреждения, например, сады и школы, отказываются принимать невакцинированных малышей. Родители часто говорят: "А чего вам бояться? Ваши дети с прививками, поэтому если мой ребенок заболеет - все равно никого не заразит!". Это, конечно, верно. Но не стоит быть такими самонадеянными, не зная эпидемиологии.

Когда в популяции людей существует невосприимчивость к какому-либо заболеванию, вызванная прививками, то возбудитель данной инфекции не исчезает - он просто переходит на другие схожие виды. Такое произошло с вирусом оспы, которая теперь циркулирует в популяции обезьян. Микроорганизм в такой ситуации может мутировать, после чего люди вновь станут к нему частично восприимчивыми. В первую очередь заразятся непривитые люди, а затем те, у кого иммунитет ослаб, или они по каким-то причинам оказались восприимчивы к данному изменившемуся микробу, несмотря на вакцинацию. Поэтому небольшой процент непривитых людей может оказать "медвежью услугу" всем остальным.

Нужно ли делать прививки детям?

Ответ на этот вопрос зависит от взглядов родителей, желания людей думать и, прежде всего, готовности принимать на себя ответственность за свои решения. В целом, это личное дело каждого человека – делать прививку или нет. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

И значально прививки были придуманы для предотвращения эпидемий. Однако, как показал пример с оспой в Англии (город Лестер) в начале XX века, когда люди стали отказываться от прививок и снова обрушилась эпидемия, количество заболевших среди непривитых людей было крайне невысоким. Оказалось, что большинство людей при нормальном уровне естественного иммунитета невосприимчивы к этой болезни. Данный опыт показал, что добровольная иммунизация, т. е. улучшение питания, гигиены и т. п. принесли гораздо больше пользы, чем вакцинация, и без побочных эффектов. То, что приписывают вакцинации, часто связано с улучшением качества жизни людей и, как следствие, с укреплением их естественного иммунитета.

В настоящее время повальное прививание обусловливают иллюзией на жизнь без болезней. Людям пытаются внушить, что можно жить, как хочешь, не следить за своим здоровьем, употреблять алкоголь, курить, вести беспорядочные половые связи и прочее, и при этом остаться здоровым, сделав прививку и выпив таблетку. Это очень сильное, порочное заблуждение! Если человек не укрепляет свой иммунитет, то прививка зачастую остаётся бессильна, и каково удивление родителей, что привитые дети болеют теми болезнями, от которых их привили. Ведь никто не скрывает, что вакцинация не даёт 100 % защиты. Однако скрывают, что прививка подрывает неокрепший иммунитет ребёнка.

Справедливости ради стоит сказать, что бывают случаи, когда риск нанесения вреда здоровью от прививки ниже, чем от болезни. Поэтому нужно осознанно и здраво взвешивать свои решения. Сегодня мы поговорим конкретно о прививках детям, поскольку здесь есть свои нюансы.

Нужно ли делать прививки детям

«Нужно ли делать прививки детям?» - ответ на этот вопрос требует уточнений, поскольку нельзя взять и огульно рекомендовать делать или не делать прививки абсолютно всем. Нужно понимать, в каких условиях проживает тот или иной ребёнок, какого он возраста, какой образ жизни ведут его родители и соответственно он, более того, важно, как его вынашивали, и как он был рождён, как питалась его мать до и во время беременности, кормили или кормят ли его грудью и как долго и много ещё всего.

Если всё же попытаться ответить на поставленный вопрос (нужно ли делать прививки детям), то здоровым детям, чьи родители ведут здоровый образ жизни, не употребляют алкоголь, наркотики, не курят, живут в нормальном районе и тем более в деревне или за городом, детей регулярно закаливают, правильно питаются, родственники которых не болеют туберкулёзом, прививки, конечно, ни к чему.

Дело в том, что в группе риска дети из неблагополучных семей. Здесь имеется в виду не материальный достаток как таковой, а обстановка и условия, в которых содержится ребёнок.

Чтобы для себя решить, делать или не делать прививку своему ребёнку, родители должны взвесить пользу и вред от вакцинации. Например, новорождённым детям крайне неблагоприятно делать прививки в первые дни жизни, так как организм ещё не успел адаптироваться к новым условиям. И для иммунитета малыша это невероятный стресс, т. к. иммунитет от прививки, наоборот, подрывается. Помимо этого родители должны знать, что такие прививки, как БЦЖ и АКДС имеют сильные побочные эффекты, и в большинстве развитых стран отказались от введения этих вакцин всем подряд, поскольку вреда от них больше, нежели пользы. Врачи нашей страны уже давно не скрывают, что от этих прививок нередко бывают осложнения.

Давайте всё же посмотрим, от чего некоторые вакцины предназначены защищать, что, надеюсь, поможет вам взвесить риски заболевания в настоящее время этими вирусами и принять верное решение в вопросе прививания.

БЦЖ - вакцина от туберкулёза. На сайте, посвящённому данному заболеванию, сказано: «Российский туберкулёз - это социальное явление, корни которого кроются в низком уровне качества жизни людей. Случаи заболевания туберкулёзом чаще фиксируется в местах лишения свободы». Далее выделены факторы способствующие появлению туберкулёза:

  • неправильное питание;
  • наличие хронических заболеваний - патологий легочной системы, язвы желудка, диабета и др.;
  • алкоголизм, курение;
  • наркомания;
  • неблагоприятная среда для проживания.

И в самом конце авторы сайта делают очень здравое умозаключение: «Основной путь к преодолению туберкулёза - популяризация здорового образа жизни». Если смотреть статистику заболеваемости туберкулёзом в России, то обнаружится обратная зависимость между уровнем качества жизни и количеством больных. Отметим, что сейчас уровень качества жизни растёт. Итак, какова вероятность, что новорождённый, содержащийся в хороших домашних условиях, заболеет туберкулёзом? Здесь каждый сам должен дать ответ исходя из своей ситуации.

АКДС - прививка от столбняка, коклюша, дифтерии. Как мы говорили выше, может иметь сильные побочные эффекты. Помимо веществ, которые входят в её состав, вред наносит слишком сильное давление на иммунную систему, это в дни после прививки настолько ослабляет иммунитет, что ребёнок становится уязвим к другим инфекционным заболеваниям. И всё же давайте рассмотрим, какова вероятность ребёнку заболеть в первые месяцы жизни данными болезнями.

Столбнячная палочка может попасть в организм через травмированные эпителиальные ткани (кожа, слизистая) из земли, ржавые инструменты, гвозди, укусы животных. Для того чтобы столбняк активировался, в рану не должен поступать кислород, т. е. это должна быть довольно глубокая рана. При этом прививку от столбняка можно сделать отдельно при возникновении необходимости, т. е. в случае получения серьёзной травмы, а не просто так, на всякий случай. При этом врачи-гомеопаты утверждают, что можно справиться гомеопатическими средствами, не прибегая к таким радикальным методам, как прививка.

Коклюш передаётся воздушно-капельным путём при прямом контакте с носителем вируса. После перенесённой болезни формируется естественный стойкий иммунитет на всю жизнь. Действие прививки краткосрочно и требует ревакцинации. Кроме того, вакцина не гарантирует полную защиту от заболевания. Раньше к заболевшим коклюшем приводили своих детей, чтобы переболеть, как сейчас поступают с ветрянкой, например.

Гепатит B . Помимо БЦЖ в роддоме при рождении ребёнка делают прививку от гепатита B. Нужно отметить, что данная вакцина является генномодифицированной, а это значит, что никто не знает до конца, какое влияние она окажет на организм в перспективе, впрочем, как и любая ГМО продукция. Нужно отметить, что вирус гепатита В передаётся с кровью, слюной, мочой, спермой и другими биологическим жидкостями носителя вируса. Заражение происходит при попадании биологических жидкостей зараженного непосредственно в кровь здорового человека, при отсутствии у него иммунитета к гепатиту В. Это может произойти в случае травмы и занесением туда вируса, в случае полового контакта с заражённым человеком или при использовании нестерилизованного шприца. Выходит, что риск получить данный вирус возрастает в разы при введении прививки. Внимание, вопрос: «Зачем новорождённому делать эту прививку?» Самое интересное, что даже инфицированная мать не может передать ему этот вирус, при условии целостности плаценты и нормального прохождения родов. В Англии, например, эту прививку делают только в случае, если родители являются носителями этого заболевания.

Мы не будем рассматривать все прививки, входящие в календарь прививок, уж больно много их там, однако настоятельно рекомендую изучить каждую, если не уверены в своём решении.

Право на отказ от прививок

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право отказаться от прививок себе и своим детям. Согласно ст. 5 закона № 157-ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», любой человек имеет право отказаться от прививок, также ст. 11 указанного закона гласит, что прививки несовершеннолетним проводятся только с согласия родителей. При этом нужно учитывать, что отсутствие профилактических прививок влечёт:

  • запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
  • временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказ от прививок оформляется на бланке, который должны выдать в поликлинике или учебном заведении. В случае если бланк по каким-то причинам не выдают, родители должны написать заявление самостоятельно. Приложением к Приказу Минздравсоцразвития России от 26.01.2009 № 19н рекомендован образец бланка отказа от прививок ребёнку: «Добровольное информированное согласие на проведение профилактических прививок детям или отказа от них». Поскольку данный бланк является лишь рекомендованным, родители вправе составить заявление в произвольном виде, в котором следует указать:

  • ФИО родителя, также рекомендуется указать дату рождения, место жительства.
  • ФИО и дату рождения ребёнка.
  • Полное наименование прививки (или перечень прививок), от которой производится отказ.
  • Ссылки на законодательство приветствуются.
  • Обязательно укажите, что решение об отказе является обдуманным.
  • Дату и подпись.

В интернете достаточно примеров заявлений об отказе от прививок, можно воспользоваться ими.

Трудности, с которыми можно столкнуться в случае отказа от прививок

На дворе 2018 год, а это значит, что уже выросло целое поколение без прививок, поэтому во многих регионах нашей страны работники социальных служб попривыкли к отказу от прививок и зачастую уже не реагируют. При этом дети спокойно посещают и детские сады и школы. И всё же иногда некоторые трудности возникают.

Например, если ребёнок не привит от туберкулёза, и ему не делали пробу Манту, при поступлении в детский сад или школу часто требуют справку от фтизиатра. До недавнего времени люди активно писали отказы от посещения фтизиатра, так как он требовал пробу Манту или рентген, что крайне нежелательно для ребёнка. Дело в том, что среди компонентов в пробе Манту содержатся вредные вещества, такие как эстроген, оказывающий негативное влияние на гормональную систему человека, и фенол - токсичное вещество, передозировка которого может нарушать работу сердца, почек, репродуктивной системы и приводит к угнетению иммунитета. Что ставит данную процедуру в один ряд с вакцинацией. При этом показатели часто ложноположительные у здоровых людей. Рентген по законодательству детям до 14 лет может быть назначен только в крайних случаях. Но на данный момент ситуация изменилась, и появились новые современные точные альтернативные способы туберкулиндиагностики, один из которых, возможно, имеет смысл пройти, чтобы не тратить время и силы на заявления, отказы, прокуратуры и прочее.

  • ПЦР - полимеразная цепная реакция. Для анализа могут браться физиологические выделения человека: слизь, мокрота, эякулят и даже спинномозговая жидкость. Точность теста - 100 %. Правда, тест не различает умершие ДНК туберкулёза от живых, поэтому у человека, только излечившегося от туберкулёза, тест может показать ложноположительный результат.
  • Квантифероновый тест. Для анализа используется венозная кровь. Точность - 99 %.
  • T-SPOT - аналог квантиферонового теста. Рекомендован ВИЧ-инфицированным и тем, у кого сильно снижен иммунитет. Безопасен для беременных и грудничков. Точность - до 98 %.

Нужно отметить, что точность пробы на реакцию Манту - до 70 %, данный способ в современном мире признаётся устаревшим. При этом единственной отрицательной стороной вышеописанных альтернативных методов является их высокая стоимость.

Помимо этого встречаются ситуации, когда родителям угрожают, что не примут ребёнка в детский сад или школу без прививок, бывает, действительно отказывают в приёме и отстраняют от занятий. В таком случае нужно обращаться в прокуратуру, данные действия со стороны руководства детских учреждений неправомерны, если это не временное отстранение, связанное с эпидемией.

Какое бы вы решение ни приняли, помните, что главное в вопросе прививок - это иммунитет! А он закладывается задолго до рождения ребёнка, а также зависит от того, как скоро была перерезана пуповина при рождении, кормит ли мать ребёнка грудью и как при этом питается сама. В первые годы жизни, пока ребёнок ест грудное молоко, он находится под двойной защитой, своего и маминого иммунитета, поэтому при нормальных условиях дети в эти годы болеют редко и выздоравливают быстро. Также не забывайте закаливать своих деток с первых дней жизни, ходите с ними в баню и обливайтесь холодной водой!

Помните, лучшая альтернатива прививке - здоровый образ жизни!

Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.

Делать обязательно!

Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика - в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат - вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки - специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других - необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова - вакцинация и ревакцинация . Суть вакцинации - добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).

Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами .
Первый - о нем мы уже говорили - состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти .
Второй - качество и свойства конкретной вакцины . Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом - например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор - действия медицинских работников . Вакцинация - это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.

Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка - это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту . Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител - вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту - это не прививка , это проба на инфицирование туберкулезом . Выражение "не прививка, а проба " весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций - не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет - проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого - в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет , или заражение привело к возникновению заболевания - защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез - лечим туберкулез, сомнительные результаты - курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке - все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо - противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной , а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков - не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней - полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка - тут уже укол. Используется вакцина , которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К - коклюш, Д - дифтерия, С - столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев - от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин , наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают - нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.

После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма - повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций - типичный пример - вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка - опять-таки, типичный пример - коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию , в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок - это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает - почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни - ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая . Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета . Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке . Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием - понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации .
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета . Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки . Но исключения лишь подтверждают правила - умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку - вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни - аллергической, врожденной, неврологической и т. п. - разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать .

Как подготовиться к прививке?

Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды - никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно . Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. - все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.

И еще несколько советов:

  • чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка . Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
  • не кормите (ничем) минимум час до прививки;
  • собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой . Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
  • 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
  • находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность . Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.

Действия после прививки

  1. Гулять!!!
  2. Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).

    Побольше пить - минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.

    Чистый прохладный влажный воздух.

    Максимально ограничить общение с людьми - ребенок вырабатывает иммунитет , его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов - другие люди.

    При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния - осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.

Если ребенок после прививки заболел

В пятницу Пете сделали прививку , в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз "воспаление легких". Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка - этот факт очевиден и лежит на поверхности - углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:

    Неправильные действия непосредственно после прививки .

    Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне "занятого" иммунитета.

    Снижение иммунитета вообще - "благодаря" соответствующему воспитанию.

Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»