Все, что нужно знать о детских неврологических болезнях. Неврологические болезни у детей

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы.

Кто такой детский невролог?

Дети нередко болеют. Одни болезни нервной системы у маленьких пациентов похожи на взрослые, другие встречаются только в детском возрасте. Некоторые легко излечимые у взрослых недуги приводят к тяжелым последствиям, если встречаются у малышей, и наоборот, есть состояния, с которыми организм ребенка справляется без особых трудностей, в то время как у старших они практически неизлечимы. Так же, как отличается новорожденный от совершеннолетнего, разнятся и строение, и работа головного мозга маленького человека и взрослого. Один и тот же патологический процесс может протекать по-разному во взрослой и детской нервной системе.

Именно поэтому есть отдельная медицинская специальность — детский невролог. Еще недавно лечить неврологические болезни у детей мог любой педиатр, прослушавший цикл лекций по детской неврологии. Теперь детским неврологом можно стать, только пройдя полноценную клиническую ординатуру по неврологии, включая и «взрослые» болезни. Детский доктор должен в совершенстве знать анатомию и физиологию ЦНС с возрастными особенностями, уметь определить уровень поражения, разбираться в вопросах педиатрии, неонатологии, акушерства. Но, оказывается, нужно еще и хорошо уметь отличать норму от патологии и знать те состояния детей, которые проходят сами и лечения не требуют.

С детским неврологом малыш встречается впервые, когда ему исполняется один месяц. Это плановый осмотр, на котором врач оценивает состояние нервной системы младенца, его достижения в плане психомоторного развития за первые 30 дней жизни. Затем до года невролог осматривает ребенка еще четыре раза, наблюдая за его развитием. Это диспансеризация, которая нужна для того, чтобы вовремя выявить и начать лечить возможные заболевания, которые влияют на развитие физических и психических навыков.

Нервные болезни у новорожденных

Чем же может заболеть такой кроха? Самая часто встречающаяся группа состояний — последствия недостатка кислорода, травмы или инфекции, которые произошли во время родов или незадолго до них. Как правило, вероятность перинатального («околородового») поражения нервной системы высока при тяжелом течении беременности, когда плод получает мало кислорода, или при патологическом течении родов. Часто поражение ЦНС развивается у недоношенных детей. При воздействии того или иного повреждающего фактора на головной мозг сначала проявляются общие симптомы, такие как судороги, угнетение или возбуждение, а потом на первый план выходят признаки очагового поражения. Это означает, что выключаются те функции, за которые отвечают погибшие участки мозга. Чаще всего это нарушение движений — парез или паралич. В итоге при очаговом поражении ЦНС у ребенка формируется детский церебральный паралич и эпилепсия. Врач в поликлинике должен оценить историю беременности и родов, факторы риска, осмотреть младенца и при необходимости назначить дополнительное обследование. Дети с эпилептическими приступами должны как можно раньше начать получать противоэпилептические препараты. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) должны пройти современную реабилитацию.

Наследственные болезни обмена веществ проявляются сразу после рождения или в течение первого года жизни. У ребенка могут быть эпилептические приступы, нарушение мышечного тонуса и грубая задержка психомоторного развития. Дебют в детском возрасте характерен и для наследственных дегенеративных и нервно-мышечных заболеваний. Такие болезни тяжелы. Они развиваются быстро и приводят к обездвиживанию и гибели ребенка, психическое развитие которого не страдает и уровень сознания не меняется. Ранняя и точная диагностика этих заболеваний важна, прежде всего, для дальнейшего планирования семьи и вычисления вероятности развития болезни у других детей в семье.

Гидроцефалия — еще одно заболевание, которое чаще всего дебютирует на первом году жизни. Эта болезнь связана с нарушением оттока ликвора (жидкости, которая омывает спинной и головной мозг и циркулирует в полостях мозга — желудочках). Гидроцефалия может возникнуть из-за врожденных пороков развития ЦНС, воспаления оболочек мозга, опухолей. Ликвор давит на ткани мозга, поэтому развитие ребенка тормозится, могут появиться судороги, а при остром течении — нарушение дыхания и смерть. Детский невролог в поликлинике может заметить первые признаки болезни: слишком быстрый рост окружности головы, расхождение швов черепа, признаки внутричерепной гипертензии (повышения ликворного давления). В таком случае ребенка экстренно направляют в стационар, где им занимаются нейрохирурги. При своевременном хирургическом лечении у таких детей есть шанс развиваться и жить нормальной жизнью.

К сожалению, состояние младенца при осмотре не всегда оценивается адекватно и нормальные возрастные особенности маленького человека часто трактуются как неврологические симптомы. В медицинской карте здорового ребенка появляются такие диагнозы, как перинатиальная энцефалопатия, гидроцефальный синдром, пирамидная недостаточность или задержка психомоторного развития. Назначаются сосудистые и ноотропные препараты с недоказанной эффективностью и безопасностью. Молодые родители должны внимательно отнестись к комментариям и назначениям детского невролога и, возможно, проконсультироваться у нескольких специалистов.

Нервные болезни у детей после года

После года невролог осматривает детей перед детским садом, перед поступлением в школу, после первого класса, перед пятым и после десяти лет — ежегодно. Какие болезни находятся в его «ведении»? С какими жалобами приходить к этому доктору? Что могут назначить ребенку?

Эпилепсией страдают люди всех возрастов, но в подавляющем большинстве случаев дебют этого заболевания приходится на детский возраст. У малышей первого года это, как правило, тяжелые симптоматические эпилепсии и злокачественные эпилептические синдромы младенчества. В раннем школьном и подростковом возрасте могут начинаться идиопатические и предположительно-симптоматические формы эпилепсии. Вопрос об эпилепсии встает при любых стереотипно повторяющихся приступах с потерей сознания или без, необычных кратковременных замираниях, непроизвольных движениях в мышцах, повторных ощущениях запахов или звуков. Врач должен обязательно осмотреть ребенка после любого обморока. Только для детей характерны фебрильные судороги в ответ на высокую температуру и аффективно-респираторные пароксизмы — эти состояния не имеют ничего общего с эпилепсией, лечить их не нужно, и поэтому важно различать их. Вероятность хотя бы одного эпизода судорог есть у любого человека до 20 лет. Не все приступы требуют немедленного лечения, но в большинстве случаев чем раньше ребенок начал принимать правильно подобранный противоэпилептический препарат, тем лучше прогноз в отношении течения болезни, психического развития и качества жизни. Никакого обследования, кроме ЭЭГ раз в полгода и МРТ один раз при первых симптомах болезни, дети с судорогами не требуют. Никакие препараты, кроме современных противосудорожных, им не помогут. Часто назначаемые неврологами поликлиники пантогам, мексидол и кортексин для «повышения порога судорожной готовности» использоваться не должны. Они не только не помогают, но и могут быть опасны для детей, особенно если уповать на них вместо раннего приема антиконвульсантов.

Головные боли — бич современных людей, и в больших городах даже дети детсадовского возраста жалуются на то, что к вечеру начинает болеть голова. Головная боль у детей может сопровождать такие болезни, как анемия, патология щитовидной железы, бронхиальная астма, депрессия, хронический тонзиллит и многие другие. Для лечения головной боли очень важно понять ее причину. В российских поликлиниках для диагностики все еще используют такие неинформативные при головной боли исследования, как РЭГ и ЭХО-ЭГ, ищут причины недуга в изменениях на ЭЭГ, хотя зачастую достаточно внимательного опроса, осмотра и общего анализа крови. При головной боли традиционно назначаемые ноотропы, кавинтон и церебролизин, бесполезны. Часто вместо ежегодных обследований и лекарств с сомнительной эффективностью ребенку может помочь простая организация режима дня, достаточный сон, ограничение компьютера в игровых целях и адекватная физическая нагрузка. Снять боль помогут анальгетики. К сожалению, дети с мигренью, регулярно посещающие невролога, и их родители настолько уходят «в болезнь», что отказываются заняться изменением своего образа жизни и уповают на сосудистую терапию. Год за годом они ждут улучшения, полагая, что причина боли в нарушении кровотока в головном мозге, ограничивая себя в занятиях спортом и вообще в жизненной активности. И именно детские неврологи, которые должны развеивать такие заблуждения, наоборот, старательно их культивируют, что приводит к хронизации боли и развитию депрессии.

Нарушение сна — весьма частая жалоба в детском возрасте, которая обычно исходит от родителей. Начиная с рождения, ребенок может спать в неудобное время, плакать ночью, слишком часто просыпаться днем, вздрагивать и кряхтеть во сне. Старшие дети поздно засыпают, отказываются от дневного сна, а подростки вообще могут не спать полночи, разговаривать и скрипеть зубами во сне. Все это очень волнует внимательных родителей, которым кажется, что с их малышом что-то не так. На самом деле, жалобы становятся актуальными только если они волнуют самого ребенка. Позднее засыпание и ночные истерики, после которых ребенок выспавшийся и активный — это педагогическая проблема, не требующая медицинского вмешательства. Снохождение, сноговорение, скрип зубами и вздрагивание во сне — парасомнии, которые встречаются у любого здорового человека и в лечении тоже не нуждаются. Медицинские причины в нарушении сна следует искать, когда малыш явно не высыпается после того, как не смог уснуть ночью, не спит из-за плача, причиной которого может быть боль, если ночные просыпания от кошмаров слишком часты. В таких случаях ребенка должны осмотреть невролог, педиатр и детский психиатр.

Пациентами невролога часто становятся дети с навязчивыми движениями, или тиками . Это может быть моргание, наморщивание носа, пожимание плечами, а также покашливание, «хмыканье» и «хрюканье» — вокальные тики. Некоторые дети реагируют тиками на эмоционально значимую для них ситуацию или болезнь. Провоцировать навязчивости могут переход в другой садик или школу, поездка на море, переезд и даже такие неважные с точки зрения взрослых события, как приезд бабушки, поход в гости или в театр, прогулка в новом месте. Большинство тиков называют транзиторными, они заканчиваются сами в течение трех-четырех месяцев без лечения. Именно на особенности тиков проходить самостоятельно и основан миф, что от них помогают такие лекарства, как пантогам, фенибут, кортексин и успокоительные травки. Родители переживают, что их ребенок «нервный» и что «так и останется на всю жизнь», и с радостью поддерживают решение поликлинического невролога назначить таблетки. Когда через какое-то время тики проходят, мама радуется, что лечение было верным и назначено не зря. На самом деле, в лечении нуждаются только постоянные тики, которые мешают ребенку нормально жить (например, его высмеивают в школе за моргание или он не может аккуратно писать из-за тика в руке). В таких случаях назначают серьезные препараты, которые облегчают состояние ребенка на время приема. Синдром Туретта, или генерализованный тик, встречается достаточно редко. При этом заболевании навязчивые движения захватывают все группы мышц, жить с ним в обществе тяжело, поэтому дети с таким состоянием постоянно принимают препараты, сдерживающие тики. Тики — детское заболевание, они проходят у большинства пациентов с наступлением полового созревания.

К неврологу часто обращаются дети с расстройствами поведения и нарушениями психического развития — состояниями, которые должны находиться в ведении детских психиатров. Задержки развития интеллекта, речи, формирования социальных навыков могут быть связаны с соматическим заболеванием (нарушение речевого развития при глухоте), неврологическими (олигофрения при ДЦП, эпилепсии) или являются самостоятельными болезнями. Одно из самых распространенных расстройств поведения в современном мире — синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ. В основе его лежат три основных симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Доказано, что СДВГ — наследственное заболевание, и сейчас ведется работа по определению роли факторов среды в развитии этого состояния. Не каждый ребенок, который шумит, бегает и «стоит на ушах», болен СДВГ. Чаще это физиологическая гиперактивность в сочетании с дефектами воспитания. У СДВГ есть четкие критерии, которым врач должен строго следовать при постановке такого диагноза. К сожалению, в плохом поведении своего ребенка многие родители склонны видеть болезнь, и вместо вдумчивой педагогической работы надеются на таблетки, назначенные неврологом. Если у ребенка действительно есть СДВГ, обусловленный дефицитом некоторых веществ в головном мозге, ему нужно назначить препарат, который увеличит их концентрацию и поможет больному справиться с симптомами. Лекарства, призванные улучшить кровоток в головном мозге, седативные и ноотропы будут в такой ситуации бесполезны. Если же малыш (а диагноз СДВГ все чаще появляется в медицинских картах дошкольников и даже годовалых) здоров, но в силу возраста более активен и шумен, чем ожидают родители, седативные травки могут успокоить его в угоду чувствительным взрослым. Но ребенку этого точно не надо.

Вспоминая слова слона Хортона из детской сказки, хочется сказать: «Личность — есть личность. Здесь рост ни при чем». Каждый ребенок — личность, отдельный человек со своими переживаниями, мыслями и интересами. Со своим характером. Если он болеет — ему надо помочь справиться с болезнью, и в современной медицине есть эффективные способы борьбы со многими недугами. Если он здоров — надо просто дать ему расти и развиваться, не пытаясь найти патологию и переменить его характер.

Статьи

Тематические статьи

Соблюдение диеты, выбор пищи, в которой организм действительно нуждается, и избегание излишеств в еде - все это принципиальные моменты, позволяющие затормозить развитие цереброваскулярной болезни.

Русский медицинский журнал

Супонева Н.А., Никитин С.С., Пирадов М.А.

Русский медицинский журнал

Исакова М.Е.

Consilium Medicum

Р.В. Ахапкин

Русский медицинский журнал

Соловьева И.К.

Русский медицинский журнал

Алексеев В.В.

Русский медицинский журнал

Ковров Г.В., Лебедев М.А., Палатов С.Ю.

Гипертонус, ПЭП, дисплазия тазобедренных суставов, косолапие — далеко не все диагнозы, которые ставятся множеству новорожденных. Одни родители усиленно бьют тревогу, а другие оставляют малыша наедине с патологией, будучи уверенными, что ребенок сам перерастет болезнь. Стоит ли надеяться на самоизлечение?

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных.

Отклонения в развитии нервной системы сегодня занимают первое место среди всех патологий младенцев. Запись, которую можно прочитать в медицинской карточке 8о% детей до года, — ГИПЦНС (гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы) или, как принято его называть по старой терминологии, ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Этот диагноз включает все повреждения головного мозга малыша, вызванные кислородным голоданием во время беременности или в течение родов.
Неонатолог может увидеть серьезные признаки ГИПЦНС уже в первые минуты после рождения малыша. Синюшный цвет кожи ребенка, поздний крик, слабые рефлексы указывают на то, что новорожденный испытывал гипоксию. Но нередко бывает и такое, что поражение ЦНС диагностируют у детей, которые получили высокие оценки по шкале Апгар. Как правило, отклонения замечают родители. Насторожить должно, если малыш беспричинно плачет, вскрикивает во сне, трудно засыпает, часто срыгивает, либо, наоборот, его рефлексы заторможены, он вялый, много спит, слабо реагирует на раздражители, отстает от своих сверстников в развитии. Уже при первом осмотре детский невропатолог определит, какими синдромами проявляется расстройство ЦНС и насколько оно обратимо.

Судорожный синдром. У всех новорожденных родители замечают тремор — дрожание подбородка. Это норма, и объясняется она незрелой нервной системой. Но если, кроме тремора, у ребенка появляются судороги, он трясет ручкой или ножкой, вздрагивает, подергивается, икает и часто срыгивает, конечности сгибаются с усилием, — можно говорить о судорожном синдроме.

ЛЕЧЕНИЕ. В легких случаях течения синдрома все его проявления проходят у ребенка с возрастом. В тяжелых ситуациях не обойтись без особых противосудорожных препаратов, которые назначает только врач-невропатолог согласно результатам обширных анализов и исследований.

Синдром нервно-рефлекторной возбудимости. На проявление этого синдрома родители чаще всего закрывают глаза в силу своего незнания. Ведь для него характерны, казалось бы, обычные для малыша первых недель жизни симптомы: беспокойный, прерывистый сон; малыша трудно уложить спать; он бодрствует больше, чем положено крохе его возраста.

ЛЕЧЕНИЕ. Если нет анемии и дефицита питательных веществ (а для этого нужно быть абсолютно уверенным в том, что рацион вашего крохи максимально сбалансирован и ему хватает всех питательных веществ и витаминов), то его симптомы проходят сами, но не всегда. В любом случае врач назначит ванночки с отваром успокаивающих трав и посоветует исключить все раздражающие факторы. В более сложных случаях назначают суспензии, которые содержат питательные вещества, витамины и минералы, чтобы «накормить» кору головного мозга крохи.

Гипертензионно-ликворный синдром. Его возможно выявить с самого рождения по внешнему осмотру и результатам УЗИ головного мозга. Должны насторожить заметно пульсирующий родничок, горячая голова, гипертонус, пронзительный плач и рвота фонтаном. Дети постарше кричат от головной боли в основном по утрам, их рвет, они реагируют на погоду и магнитные бури.

ЛЕЧЕНИЕ. Симптомы этого синдрома достаточно серьезны, и не стоит ни в коем случае заниматься выжиданием или самолечением: ребенок испытывает сильнейший дискомфорт, и ваша задача — как можно скорее избавить малыша от причины, которая доставляет такие мучения. Их может быть две — либо повышенное внутричерепное давление, либо нарушение оттока спинно-мозговой жидкости, из-за чего она скапливается в желудочках мозга, буквально распирая их. Лечение синдрома может быть разным и зависит от тяжести его проявления. В легких случаях достаточно поить ребенка отварами особых трав, например, хвоща или толокнянки, которые назначит врач. Если ситуация запущена, назначают лекарства, которые обладают мочегонными свойствами. Это необходимо для того, чтобы увеличить отток жидкости из головного мозга. Одновременно малыш будет принимать препараты для восстановления кальция.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - Лечить или подождать.

Иногда, даже узнав о проблемах с цнс ребенка, многие родители занимают выжидательную позицию, руководствуясь железным оправданием: «я тоже кричал по ночам, пошел в полтора года, да и заговорил в три — но все ведь прошло!»

Здоровье ребенка — не то, над чем можно ставить эксперименты. Да, 30-35 легких проявлений синдромов ГИПЦНС, обнаруженных у новорожденных, проходят сами собой. Но если гипоксия нанесла существенный урон клеткам головного мозга или тем более во время беременности был поставлен диагноз «хроническая гипоксия», последствия пущенной на самотек болезни могут вылиться в серьезные проблемы. Ребенок, скорее всего, будет неусидчив, гипервозбудим, нервозен — нередко родители таких детей жалуются на отставание малыша в развитии, у чада наблюдаются тики, заикания, судороги и даже признаки психопатии. Проявиться они могут уже в возрасте 2-3 лет. Дальше — хуже. Поэтому, если при раннем выявлении отклонений малышу нужно лишь помочь восстановиться, то при позднем ребенка приходится лечить.

Синдром двигательных расстройств. Он проявляется расстройством мышечного тонуса. Кроме гипертонуса — повышенного мышечного напряжения или гипотонуса — ослабленных мышц, часто встречается асимметрия мышечного тонуса, заметная уже с первых дней жизни. Малыш может то и дело стучать одной ножкой, в то время как вторая ведет себя относительно спокойно. Плечики могут быть вялые, а ножки, наоборот, чересчур напряжены. 0 синдроме двигательных расстройств также говорит то, что малыш слабо фиксирует взгляд и не реагирует на голос мамы в месячном возрасте. В 2-3-месячном возрасте крохи с таким синдромом не гулят и не улыбаются. Детям постарше трудно удерживать игрушку и перекладывать ее из одной руки в другую.

ЛЕЧЕНИЕ. Малыш резко, уже к году, компенсирует отставание в развитии, если ему вовремя помочь. Обычно назначают несколько курсов массажа, физиотерапию и ЛФК. При нарушении тонуса малышу помогут препараты, которые улучшают нервно-мышечную передачу.

НЕВРОЛОГИЯ новорожденных - В группе риска.

Большой риск появления малыша с проблемами неврологического характера есть у мамы, которая исповедует свободу сексуальных отношений и еще в подростковом возрасте начала жить половой жизнью. Заболевания, передающиеся половым путем, попав в организм подростка и будучи невылеченными, наносят непоправимый вред — спайки, воспаления, кисты и другие последствия хронических заболеваний. Многие ЗППП непросто вылечить, но легко залечить. Период «затишья» инфекции девушка ошибочно принимает за полное выздоровление и идет на плановую беременность, но болезнь снова «поднимает голову» в период ослабления иммунитета». Для таких заболеваний, как герпес, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз плацента — не преграда, и они легко атакуют формирующуюся нервную систему малыша — в таких случаях речь идет о внутриутробной инфекции.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!

  • ЗДОРОВЬЕ БУДУЩЕЙ МАМЫ. Чтобы снизить риск откло нений в развитии малыша, будущей маме стоит, как минимум, за три месяца до зачатия вылечить все инфекции. Если заболевание выявили во время беременности, то не стоит опасаться лечения — наоборот, чем скорее вы выздоровеете, тем лучше. Так, на 19 неделе беременности происходит заклад- ка основных органов — прежде всего, головного мозга, когда инфекция мамы может быть критичной. Нервная система малыша может пострадать еще в утробе, если у будущей мамы анемия, врожденный порок сердца, заболевание легких, почек и сахарный диабет — во всех этих случаях нарушается кровоснабжение. Не меньшая угроза нависает над малышом, если у мамы хронический бронхит или астма. Если врач выявил врожденные пороки развития, конфликт групп крови матери и ребенка или внутриутробное инфицирование, — велика вероятность проблем неврологического характера.
  • ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ. В группе риска — женщины с истинной переношенной беременностью, токсикозом на поздних сроках, угрозой преждевременных родов. Также важно, в каких психологических и материальных условиях находится будущая мама: врачи неоднократно убеждались в том, что у тревожных мам рождаются тревожные дети.
  • Во время любого стресса в кровь мамы выбрасывается огромное количество адреналина, сосуды сужаются, и ребенок начинает испытывать недостаток кислорода, отчего страдает его головной мозг. А если стрессы, беспокойство и перевозбуждение постоянны, то очевидна хроническая гипоксия, в результате которой отмирает достаточно большая часть клеток головного мозга. Гипоксия плода возникает и в том случае, если мама курит и часто находится в накуренном помещении, употребляет алкоголь, подвержена воздействию электро магнитного излучения, неполноценно питается.
  • ТЕЧЕНИЕ РОДОВ. Перебои с доставкой кислорода в процессе родов — частое явление. И причин тому может быть несколько.
  • ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОТУГ. Проходя по родовым путям, ребенок еще не дышит легкими, но и пуповина уже пережата. Поэтому затяжные роды вполне могут стать причиной гипоксии. Не исключение и стремительные роды.
  • ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В РОДАХ. Во время кесарева сечения применяется общая анестезия — доля препарата обязательно попадет в кровь ребенка, что может стать причиной гипоксии.
  • НАЛОЖЕНИЕ ЩИПЦОВ. Например, если плод крупный, а кости таза мамы узкие. Это не исключает травмы головы.

ОРТОПЕДИЯ

Если вероятность того, что малыш перерастет легкие неврологические отклонения, есть, то рассчитывать, что ортопедические проблемы исчезнут сами, ни в коем случае нельзя. «Все отклонения от нормы развития костно-мышечной системы детей до года не терпят откладывания, потому что со временем патология только «костенеет». — Большинство ортопедических проблем возникает потому, что закладка суставов и костей в утробе произошла неправильно. Ждать, когда все исправится само по себе, все равно что собрать автомобиль из бракованных деталей и надеяться, что он поедет не хуже других. * Дисплазия тазобедренных суставов, кривошея, косолапие и деформация стоп — топ-диагнозы у детских ортопедов. Ребенка еще в роддоме кроме невропатолога и педиатра обязан обследовать ортопед, ведь все эти патологии формирования костно-мышечной системы можно обнаружить уже в первые дни жизни малыша.

Дисплазия тазобедренных суставов. Врожденное нарушение тазобедренных суставов врачи диагностируют примерно у трех новорожденных на тысячу. Тяжелыми считаются формы врожденного предвывиха и вывиха бедра, более легкая патология — подвывих. Несмотря на положительное заключение врачей в роддоме, мама должна внимательно присматриваться к своему чаду, ведь признаки дисплазии иногда бывают явно выражены:

  • асимметрия ягодичных и бедренных складочек на ножках младенца;
  • конечность словно выворачивается, либо, наоборот, трудно развести ножки ребенка;
  • в тяжелых случаях конечность будто болтается из-за вывихнутого сустава;
  • в более поздний период можно заметить, что у малыша ножки разной длины;
  • при ходьбе одну ножку заводит вперед по кругу — ходит, словно циркулем.

ЛЕЧЕНИЕ. Это, прежде всего, наложение специальных шин. Главная их задача не просто поставить сустав на верную исходную позицию, но и обязать его прижиться. Так, с рождения до месяца практикуют широкое пеленание и подушку Фрейка (обеспечивает фиксацию бедер в положении сгибания и отведения в тазобедренном суставе), с месяца до трех малышам нужно ставить стремена или функциональную перинку Фрейка (их еще называют распорками). Если дисплазию не лечить, ребенок может стать инвалидом. Он не сможет нормально ходить, сидеть, стоять — если имеет место предвывих и вывих бедра. Последствиями подвывиха могут стать проблемы с позвоночником, грудной клеткой, неврологические заболевания. Многие мамы бросают лечение, стоит малышу начать капризничать во время наложения шин. Но ребенок плачет от непривычной ситуации — правильно поставленные и отрегулированные распорки не причиттятот никаких болевых ощущений. Поэтому лишний раз посетите ортопеда вместе с малышом или пригласите специалиста на дом, чтобы он правильно поставил приспособления, иначе неверно установленные шины и подушки лишь искалечат ребенка. Кроме приспособлений внешнего воздействия малышам с дисплазией прописывают витаминотерапию, солевые ванны, ЛФК, физиопроцедуры.

Деформация стопы. Пока малыш не пытается ходить, маме трудно распознать подобный дефект. Но, когда чадо стоит, нетрудно заметить, как пятка словно выезжает в сторону из-под стопы, а малыша словно подкашивает.

ЛЕЧЕНИЕ. Если случай тяжелый, малышу могут назначить периодические гипсовые повязки, а при легких формах ограничиваются массажем, ЛФК, физиопроцедурами, солевыми ваннами и иглоукалыванием. Главная цель всех этих мер — укрепить мышечно-связочный аппарат и поставить пятку на место. Иначе функции стопы нарушатся, возникнут заболевания суставов и позвоночника.

Косолапие. При столь очевидной деформации стопы нарушения невозможно не заметить. Грубые изменения в мышцах, связках, сухожилиях и костях приводят к тому, что стопа ребенка словно завернута вовнутрь, завалена, а ее край приподнят. Когда малыш начнет ходить, косолапие будет лишь прогрессировать, ведь ребенок всем телом опирается на больную стопу, деформируя ее тем самым еще больше.

ЛЕЧЕНИЕ. Сегодня, чтобы избавить ребенка от косолапия, больную ножку гипсуют, как правило, на три месяца с регулярной сменой повязок. Усиливают эффект массаж, ЛФК, физиопроцедуры и, конечно же, ортопедическая обувь. Если гипсование не помогает, то выход один — операция. Отказываться от лечения нельзя: ребенок, безусловно, пойдет, но со временем косолапие спровоцирует проблемы с позвоночником, суставами и связками. Ходьба станет сплошным мучением. Начать лечение любой ортопедической проблемы, и косолапия в том числе, нужно как можно раньше. Ткани младенца очень пластичны — их можно легко и безболезненно фиксировать в нужном положении, они очевиднее откликаются на лечение, потому что идет их активный рост. Поэтому ранняя диагностика и своевременное лечение позволяют добиться полного выздоровления при минимальных усилиях.

ПРИЧИНЫ ОРТОПЕДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОСТОЯННО ИСПЫТЫВАЛ ГИПОКСИЮ В УТРОБЕ , то вероятность патологий костно-мышечной системы более чем высока. Ведь недополучая кислород, органы не могут полноценно формироваться и развиваться. Особенно важен период с 10 по 15 неделю — когда происходит закладка костной системы. Также причиной отклонений могут быть внутриутробные инфекции, ма-ловодие, многоводие, угроза выкидыша, ягодичное пред-лежание и токсикоз в первой половине беременности. Немалую роль играет и наследственный фактор.

Нервные заболевания у детей по алфавиту

Апраксия у ребенка развивается из-за различных патологий, которые поражают головной мозг. Заболевание характеризуется нарушением двигательных фун...

По статистике бессонница у детей встречается в 40% случаев. Инсомния бывает как у школьников, так и у новорожденных. Нарушения сна могут длиться...

Формируется вегето-сосудистая дистония у детей в результате функциональных изменений внутренних органов. При этом все нарушения возникают в нервной...

Нервные заболевания у детей зарождаются в раннем возрасте. Причины бывают самые разные, а последствия могут принести в более позднем возрасте серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому важно своевременно, как только у ребенка появились малейшие нарушения в речи, движениях, мимике, обратиться ко врачу. Неврологические заболевания у детей, как правило, напрямую зависят от окружающей его атмосферы: отношения с родителями, сверстниками, воспитателями. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, регулярно проходить с ним медицинские обследования, поскольку заболевания нервной системы у детей проще лечить на начальной стадии. На это направлена отдельная область медицины – детская неврология.

Причины и последствия

Среди причин, вызывающих нервные болезни у детей, можно выделить две группы.

  1. Внешние факторы. Это то, с чем сталкивается ребенок в своей повседневной жизни:
    • взаимоотношения в семье;
    • общение с ровесниками;
    • атмосфера в детском саду, школе, кружках;
    • экологическая обстановка.
  2. Внутренние факторы. К ним относятся мыслительные процессы, то, что затрагивает ребенка:
    • стрессы, депрессии, угнетенное состояние;
    • генетическая предрасположенность;
    • склад характера: чрезмерная эмоциональность;
    • болезни головного мозга, внутренних органов, травмы, инфекции, низкий иммунитет.

Симптомы

Болезни нервной системы у детей могут проявить себя не сразу. Они возникают и под воздействием нескольких факторов. Причины накладываются друг на друга и в результате проявляют себя. Последствия сказываются уже во взрослой жизни. Детские болезни нервной системы перерастают в серьезные неврозы, вылечить которые намного сложнее. Например, всевозможные нарушения в работе психомоторного аппарата.


Симптомы нарушений выражаются по-разному. Они могут проявляться в периодическом подергивании ребенка, моргании, пожимании плечами. Такие сокращения затрагивают мышцы ног, рук, лица. Характерной симптоматикой, характеризующей неврологические болезни у детей, являются повторяющиеся действия: постукивание, хождение из одной стороны в другую, перекладывание предмета. Среди симптомов выделяются также различные причмокивания, покашливание, посапывание.

К главным симптомам, указывающим на нервные заболевания у детей, относятся:

  1. обмороки,
  2. бессонница,
  3. энурез,
  4. плохой аппетит,
  5. ипохондрия,
  6. головная боль.

Виды заболеваний

Детские неврологические заболевания подразделяются на несколько видов. Они различаются в зависимости от того, что стало причиной нарушения в организме.

Неврологические заболевания у детей диагностируются в несколько этапов. В первую очередь доктор проводит опрос ребенка и его родителей, записывая не только данные о состоянии здоровья ребенка, но и о том, как проходила беременность и каков образ жизни пациента. Все это позволяет составить полную картину нарушений и подобрать эффективное лечение.


Нервные заболевания у детей центральной и периферической нервной системы вылечить могут только квалифицированные специалисты. Заниматься самолечением опасно. После обследования детский невролог составляет индивидуально подобранный план лечения, который включает в себя применение препаратов и прохождение лечебных процедур. При необходимости назначается диспансер, где проводится медицинская реабилитация детей. Методы лечения зависят от возраста пациента.

Детские неврологические болезни могут никак себя не обнаруживать, поэтому стоит регулярно проходить осмотры у специалистов. У детей до года диагностируются такие патологии, как перинатальная энцефалопатия, повышенное внутричерепное давление, мышечные гипертонии и гипотонии. Для дошкольного возраста характерны проблемы, связанные с адаптацией в социуме. У ребенка могут появиться страхи, депрессия, гиповозбудимость. Справиться со всеми отклонениями поможет доктор. Детские заболевания нервной системы у подростков проявляются в синдроме дефицита внимания, гиперактивности, эпилепсии и других нарушениях, возникающих из-за проблем в учебе, общении с окружающими.

Профилактика

"Неврология" у детей поддается профилактике. Чтобы снизить риск нарушений, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. сбалансированный рацион питания,
  2. правильный распорядок дня,
  3. нахождение на свежем воздухе,
  4. разумные физические нагрузки.

Вы можете подобрать детского врача-невролога для консультации или лечения на нашем сайте самостоятельно или же звоните в справочную службу (услуга бесплатная).

Данный материал размещен в ознакомительных целях, не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с доктором. За диагностикой и лечением обращайтесь к квалифицированным врачам!

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

  • инфантильность;
  • малая мозговая дисфункция;
  • пароксизмальность головного мозга;

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

Симптомы неврастении:

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Детский невролог(невропатолог)

К наиболее часто встречающимся патологиям центральной нервной системы у детей до года относится так называемая перинатальная энцефалопатия . Выявлением отклонений и патологий нервной системы ребенка занимается детский невролог (невропатолог) . Развитие перинатальной энцефалопатии у младенца может спровоцировать обвитие шеи плода пуповиной во время беременности,преждевременная от слойка плаценты, затяжные или преждевременные роды,общий наркоз во время родов. Многие патологии нервной системы ребенка связаны с гипоксией головного мозга,возникшей из-за внешних или внутренних неблагоприятных факторов в последний месяц беременности - токсикозы,прием сильнодействующих лекарств,курение,развитие острых инфекционных заболеваний,угроза выкидыша и т. д.

К различным патологиям центральной и периферической нервной системы ребенка надо относиться со всей серьезностью. Своевременно обратившись к детскому неврологу при малейших признаках нарушения нервной системы у ребенка,можно избежать тяжелых последствий в развитии. Если детский невропатолог вовремя не диагностирует и не назначит курс лечения для ребенка с теми или иными нарушениями нервной системы,то бездействие может привести как минимум к задержке речевого и психомоторного аппарата. Патологии нервной системы могут также привести к синдрому дефицита внимания,к нарушениям поведения,эмоциональной неустойчивости,к нарушению формирования навыков чтения,письма,счета.

Детский невролог должен обязательно обследовать ребенка при появлении первых признаков патологии нервной системы,к которым относятся следующие симптомы (могут проявится уже сразу после рождения или спустя несколько месяцев):
1. Сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении,плаче и даже иногда в спокойном состоянии;
2. Очень поверхностный,беспокойный сон у младенца. Малыш трудно засыпает и часто просыпается;
3. Частые и обильные срыгивания у младенца;
4. Судороги (подергивания) во время увеличения температуры тела;
5. При опоре на стопу или на "цыпочки" сильно поджимаются пальцы

Как отмечают детские невропатологи ,тяжелые поражения нервной системы легко диагностируются и встречаются гораздо реже легких (особенно в первый год с момента рождения ребенка). Небольшие патологии нервной системы гораздо труднее диагностируются,но именно раннее выявление нарушений центральной или периферической нервной системы и последующий комплекс лечения позволяют избежать опасных последствий перинатального поражения головного мозга ребенка. Крайне важно,чтобы в течение первых нескольких недель после рождения,ребенка осмотрел специалист - детский невролог .

По статистике последних лет, более 50% детской инвалидности связано именно с патологиями нервной системы,70% из которых появляются в период беременности и в первый месяц с момента рождения ребенка (перинатальный период). Патологии нервной системы в перинатальный период вызывают развитие перинатальной энцефалопатии , синдром минимальной мозговой дисфункции (в последнее время именуемый как СДВГ). Несвоевременное лечение этих нарушений нервной системы может привести к чрезмерной раздражительности,импульсивности ребенка, плохой успеваемости в школе. Позже поражения центральной и периферической нервной системы могут привести к различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, моторной неловкости, сильным головным болям, синдрому вегетативной дисфункции.

В процессе осмотра,детский невролог собирает особенности развития и перенесенные заболевания ребенка с момента рождения. Специалист анализирует также информацию о том,как протекали последние недели беременности,как проходили роды , какие заболевания перенесла мамочка в последний месяц беременности. При обнаружении любых признаков и симптомов нарушения нервной системы у ребенка,детский невропатолог назначает дополнительные исследования - УЗИ (НСГ),осмотр глазного дна, ЭЭГ, УЗДГ (допплер), методика стволовых слуховых вызванных потенциалов, МРТ(в редких случаях). После анализа результатов исследований,невропатолог назначает и контролирует определенное лечение.

В первый месяц жизни ребенка происходит интенсивное созревание и развитие структур головного мозга,психических и моторных функций. Чем раньше будет выявлена патология нервной системы и назначен соответствующий курс лечения,тем выше вероятность избежать опасных последствий для здоровья ребенка.Сегодня в арсенале детского невролога существует множество различных методов лечения как тяжелых,так и легких патологий нервной системы. Это и физические методы воздействия (лечебная физкультура для детей,массаж,физиотерапия), и лекарственные препараты с исследованной клинической эффективностью, и новейшие методы неврологической реабилитации (специализированные компьютерные речевые программы,методики совершенствования мозжечковой стимуляции).

Многие современные медицинские центры оснащены новейшим оборудованием для диагностики заболеваний нервной системы, разрабатывают и применяют эффективные техники мануальной и эмоциональной терапии, чтобы по возможности избегать применения химиопрепаратов,имеющих побочные действия.
Вот некоторые методики,которыми владеют мануальные терапевты и детские остеопаты для лечения патологий нервной системы у детей:
1. Висцеральная мануальная терапия.
Восстановление подвижности и нормального функционирования органов.
2. Вертеброневрология (мягкая техника детской мануальной терапии).
Эта техника основана на работе со связками и мышцами в медленном темпе с растяжением спазмированных,напряженных участков.
3. Краниосакральная терапия. Нормализация,выравнивание работы костей черепа ребенка.
При смещении или нарушении движения костей черепа нарушается движение мозговой жидкости,кровоток и как следствие - ухудшается работа головного мозга,увеличивается внутричерепное давление,расширяются желудочки мозга (водянка головного мозга),усиливаются головные боли. Эта методика очень актуальна для деток раннего возраста.
4. Эмоциональные техники.
Очень актуальны при поведенческих нарушениях,различных неврозах у детей. Эмоциональные техники связаны с воздействием на канально-меридианальные и стрессовые точки,с эмоциональным состоянием.
5. Работа с мышцами для их релаксации.
Как известно,мышцы связаны с внутренними органами,костями,позвонками. Техника направлена на мышечно–связочное расслабление,пост изометрическую релаксацию (удержание специальной позы,а потом - расслабление)

Детский невролог также занимается диагностированием и лечением травматических и инфекционных поражений нервной системы, опухолей,детских церебральных параличей,заболеваний вегетативной нервной системы, судорожных состояний (например-эпилепсия у детей),хромосомных и наследственных заболеваний нервной системы, смежными с нервными болезнями (эндокринологические,ортопедические,психиатрические болезни).

В более старшем возрасте к детскому невропатологу следует обращаться при следующих симптомах:
1. Частая головная боль
2. Пронизывающая боль в спине
3. Проблемы памяти и внимания
4. Нарушения функций позвоночника на разных уровнях
5. Снижение концентрации внимания
6. Панические атаки
7. Задержка темпов речевого развития,письма,звуко-произношения
8. Заболевания периферических нервов (невропатии,невралгии)
9. Быстрая утомляемость

Плановый осмотр ребенка у детского невролога :
В три месяца
В шесть месяцев
В девять месяцев
В 1 год
После года - обязательный ежегодный осмотр у невропатолога .

Различают следующие детские неврологические поражения:
1. В следствие токсических нарушений
2. Наследственные,генетические
3. Инфекционные
4. Гипоксические поражения
5. В следствие травматических поражений
6. Эпилепсия (посттравматическая и наследственная)
7. Специфические синдромы (в т.ч. - комбинации вышеперечисленных поражений нервной системы)



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»