Как питательные вещества используются организмом? В каких питательных веществах нуждается наше тело.

Подписаться
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:

Значительная часть всего населения нашей планеты спокойно могла бы наслаждаться прекрасным здоровьем и отличным самочувствием, иметь намного больше жизненных сил, энергии просто улучшив свой ежедневный рацион питания, и сделав его оптимально здоровым.

Хорошее, качественное питание – это одна из самых лучших инвестиций, которую только себе представить в плане крепкого здоровья и долголетия.

Наше здоровое питание не только способствует достижению самого оптимального состояния своего здоровья, но также и отлично повышает нашу способность к активной физической и умственной деятельности.

Если человек для себя выбирает здоровый образ жизни, то это будет самым важным шагом на пути, который обязательно приведёт к достижению самого лучшего уровня здоровья и жизненных сил, а также поможет поддерживать оптимальное состояние своего организма, сведёт к минимуму риски заболеваний, которые связаны с режимом питания.

Информация, которая будет приведена ниже, поможет вам значительно углубить свои познания знания о том, что такое питательные вещества, расширит ваше понимание того, почему сбалансированное и качественное питание – это мощный инструмент для достижения крепкого здоровья для вас и членов вашей семьи.

Что такое питательные вещества и для чего они нам необходимы?

Питательные вещества, которые содержатся в продуктах питания, это белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества (микроэлементы и макроэлементы).

Все питательные вещества, перечисленные выше, нужны человеку для того, чтобы у нашего организма была возможность осуществлять все необходимые процессы для жизнедеятельности.

В нашем организме никогда не останавливаются процессы окисления различных питательных веществ.

Все реакции окисления всегда происходят с образованием тепла и выделением тепла, которое является крайне необходимым условием для поддержания всех процессов в жизнедеятельности человеческого организма. Благодаря энергии тепла мышечная система работает так, как нужно.

Питательные вещества – белки

Белок – это очень важное питательное вещество, содержащееся в пищевых продуктах, которое необходимо человеку для того, чтобы иметь крепкое здоровье.

Белок часто называют ещё макронутриентом.

Белок как питательное вещество, необходим нашему организму для того, чтобы:

  • поддерживать хороший уровень метаболизма,
  • для того, чтобы мышцы имели возможность хорошо сокращаться,
  • чтобы у нервных окончаний была хорошая чувствительность,
  • чтобы у клеток была хорошая возможность активно размножаться,
  • чтобы у нас была возможность ясно мыслить.

Где содержатся белки?

Белок содержится во всех тканях и во всех жидкостях нашего организма.

Он состоит из аминокислот, которые определяют биологическое значение того или иного белка.

Аминокислоты – это особые органические соединения, которые объединяются между собой для того, чтобы образовывать в результате белки.

Человеческому организму белок нужен, прежде всего, как источник энергии и источник аминокислот.

Всего существует двадцать аминокислот. Из них 11 аминокислот – это так называемые заменимые аминокислоты, то есть, те, которые наш организм способен вырабатывать самостоятельно.

Оставшиеся 9 аминокислот – это те аминокислоты, которые принято называть «незаменимыми». Они не могут вырабатываться организмом самостоятельно, и должны быть им получены в необходимых количествах с употребляемой пищей.

Поэтому, вполне логично, что это говорит о необходимости контроля той пищи, которая попадает в наш организм, а именно – контроля того, достаточно ли незаменимых аминокислот мы употребляем вместе с пищей.

Если в ежедневном пищевом рационе присутствует недостаток всего одной какой-либо незаменимой аминокислоты, это ведёт к тому, что снижается биологическая ценность белков.

Это может стать и причиной белковой недостаточности (несмотря даже на достаточное количество содержания белка в рационе питания!).

Основным источником незаменимых аминокислот являются рыба, мясо, творог, яйца.

Кроме этого, наш организм ежедневно нуждается в растительных белках, которые содержатся в крупах, овощах, зелени и бобовых.

В организм взрослого человека ежедневно должно поступать примерно 1 г белка на 1 кг. веса тела.

Соотношение растительного и животного белка – примерно поровну.

Если вы занимаетесь активными физическими упражнениями, то количество белка должно быть увеличено до 1,5 -2 грамм на килограмм веса тела (суточная норма).

Белки в правильном, здоровом рационе питания нельзя заменить никакими другими элементами.

Питательные вещества – жиры

Важно употреблять ежедневно достаточное количество «правильных», полезных для организма жиров.

Главное правило здесь такое: жиры должны присутствовать обязательно, но их употребление должно быть умеренным, чтобы не вызвать проблемы со здоровьем.

Функция жиров в рационе питания – обеспечить наибольший выход энергии из каждого грамма поступившей пищи, а также улучшить пищеварение и вкус еды.

Накапливаясь в нашем организме, жиры помогают организму поддерживать необходимую температуру тела.

Все пищевые жиры состоят из трех типов жирных кислот:

  • 1 -Насыщенные жиры:

Они значительно повышают уровень холестерина в крови. Это , сливочное масло.

Они снижают уровень холестерина в крови. Это оливковое масло, льняное, подсолнечное масло, и соевое.

  • 3 – Мононенасыщенные жиры:

Некоторые исследования утверждают, что в том случае, когда эти жиры заменяют собой насыщенные жиры, то это приводит к снижению уровня липопротеинов низкой плотности («плохого» холестерина) без снижения уровня липопротеинов высокой плотности («хорошего» холестерина) в крови.

Это оливковое масло, льняное масло и кунжутное.

Все растительные жиры не содержат холестерина. Холестерин содержится только в животных жирах.

Когда употребление жиров в достаточном количестве, то у организма достаточно энергии для восстановительных процессов, так как жиры – это структурная часть наших клеток и мембранных систем.

Жиры также растворяют и помогают в хорошем усвоении . Кроме всего этого, жиры помогают в формировании крепкого иммунитета.

Недостаточное количество поступающего в организм жира вызывает нарушения в деятельности центральной нервной системы, изменения кожи, сбой в работе печени и почек, а также ухудшение зрения.

Взрослому человеку в день нужно от 50 до 100 граммов жира, в зависимости от веса тела.

Жиры растительного происхождения, в которых нет холестерина, более важны для хорошей работы организма, чем жиры животного происхождения.

Питательные вещества – углеводы

Углеводы – это питательное вещество, которое является главным источником энергии для нашего организма.

Они должны составлять самую большую часть нашего ежедневного рациона – от 50 до 80%.

Необходимое количество углеводов для человека рассчитывается, исходя из его физической активности и, соответственно, затрачиваемой энергии.

С увеличением физических нагрузок увеличивается и суточная потребность в углеводах.

Много углеводов содержится во фруктах, ягодах, крупах, макаронных изделиях, .

Излишек углеводов в организме нарушает правильное соотношение основных частей пищи, нарушая этим самым метаболизм.

Питательные вещества – витамины

Витамины не дают нашему организму никакой энергии, у них другая функция, но они все же являются важнейшими питательными веществами, которые нам нужны для хорошего здоровья.

Они нужны в ежедневном рационе для поддержания хорошей жизнедеятельности организма. Витамины регулируют и направляют все процессы в теле, ускоряя наш обмен обмена веществ.

Почти все витамины наше тело должно получать из пищи, и только лишь некоторые витамины организм способен производить самостоятельно.

В осеннее-зимний период в нашем организме может возникать авитаминоз из-за недостатка витаминов в пище. Поэтому может возникать утомляемость, слабость, апатичные состояния, может уменьшатся работоспособность и увеличиваться восприимчивость организма к различным инфекциям.

Все витамины по своему действию на наш организм, прочно взаимосвязаны, и недостаточное поступление всего одного какого-нибудь витамина в наш организм значительно нарушает общий обмен всех веществ в организме.

Все известные витамины делятся на 2 группы, это:

  1. водорастворимые витамины,
  2. жирорастворимые витамины.

Жирорастворимые витамины – это витамины А, Д, Е и витамин К.

Витамин А нужен нам для роста клеток тела, для улучшения иммунитета, для поддержания хорошего зрения и хорошего состояния кожи и слизистых оболочек.

Источники витамина А: рыбий жир, сливочное масло, желток яйца, печень, морковь, зелень, помидоры, апельсины, абрикосы, тыква.

Витамин Д нужен для того, чтобы формировалась костная ткань, для того, чтобы организм ребёнка рос и развивался.

Недостаток в витамине Д всегда приводит к ухудшению усвоения кальция и фосфора.

Источники витамина Д: рыбий жир, яичный желток, а также солнечный свет.

Витамин К нужен для хорошего тканевого дыхания и хорошей свертываемости крови. Этот витамин синтезируется в нашем организме бактериями, которые находятся в кишечнике.

Недостаток витамина К может появляться в связи с наличием внутренних заболеваний либо из-за приёма любых антибактериальных препаратов.

Источники витамина К: помидоры, зелень, капуста.

Витамин Е нужен для хорошей работы эндокринной системы, для белкового обмена в организме, углеводного обмена и внутриклеточного обмена.

Он очень благотворно влияет на течение беременности женщины и способствует здоровому росту и развитию будущего малыша.

Источники витамина Е: растительные масла, яйца, мясо, рыба, различные семена.

Водорастворимые витамины – это витамин С и витамины группы В.

Витамин С необходим для своевременного протекания окислительно-восстановительных процессов в организме, для того, чтобы иммунитет был крепким.

Источники витамина С: все ягоды, фрукты, зелень.

В группу витаминов В входят 15 витаминов, которые растворимы в воде. Они нужны для того, чтобы принимать активное участие в процессе кроветворения, а также в процессе общего обмена веществ, и для стимулирования роста клеток.

Источники витаминов группы В: пивные дрожжи, гречка, овсянка, отруби, рожь, ячмень, зелень, мясо, печень, желток яиц.

Питательные вещества – минералы (микроэлементы и макроэлементы).

Минералы – это питательные вещества, которые делятся, в свою очередь, на макроэлементы и микроэлементы. Все они входят в состав клеток и тканей нашего тела и активно участвуют в самых разных процессах обмена веществ в организме.

Макроэлементы нужны в большем количестве, чем микроэлементы.

Самые необходимые макроэлементы – это кальций, калий, магний, фосфор, натрий и хлор.

Микроэлементы – это железо, цинк, марганец, хром, йод и т.д.

Отличный источник йода – это морские водоросли, рыба и морепродукты.

Если в рационе достаточное количество ягод, фруктов, овощей, зелени, яиц, мёда, мяса и печени, то организму будет вполне достаточно минеральных веществ.

Дополнительные питательные вещества в продуктах

К ним можно отнести воду и клетчатку.

Клетчатка – это важнейший биологический элемент нашего питания, в котором организм нуждается ежедневно.

Клетчатка – это та часть растительной пищи (пищевые волокна), которые не перевариваются организмом. Если ежедневно употребляется пища с достаточным содержанием клетчатки, то значительно снижается риск развития различных заболеваний внутренних органов и сердечнососудистой системы.

Клетчатка способствует отличной профилактике возникновения рака груди и рака толстого кишечника.

Пищевые волокна помогают организму самостоятельно очищаться от различных вредных веществ (токсинов) и оздоравливают микрофлору в кишечнике.

Вода нужна для протекания абсолютно всех процессов в клетках организма, включая процесс вывода вредных веществ из клеток и из тела.

Недостаточное употребление воды постепенно может нарушить работу всех внутренних органов и систем, включая работу головного мозга.

Питайтесь правильно и будьте здоровы!!!

Многие люди едят пищу и не знают, что они употребляют вместе с ней. Ведь именно определяют полезные свойства пищи. Питательные вещества – белки, жиры, углеводы, витамины, минералы, микроэлементы. Каждое из этих питательных веществ нужно организму человека для обеспечения всех процессов его жизнедеятельности. Если Вас интересует качество вашего питания, то эта статья для Вас, ведь именно содержание питательных веществ – одно из самых главных составляющих качества продуктов питания. Остановимся подробнее на каждом из них и рассмотрим за что отвечает конкретное питательное вещество.

Белки. Часть из них синтезируется организмом, а другая часть должна поступать с пищей (незаменимые аминокислоты). Белки в организме выполняют следующие функции:

— каталитическая (белки – ферменты катализируют химические реакции в организме, участвуя в обмене веществ);

— структурная защитная (структурные белки отвечают за придание формы клеткам, в том числе и клеток волос, ногтей);

— регуляторная (участвуют в физической, химической и иммунной защите человека, например один из них отвечает за свертывание крови при ранениях, а другие нейтрализуют некоторые бактерии и вирусы);

— сигнальная (белки передают сигналы между органами, тканями, клетками, участвуют в образовании гормонов, всем этим обеспечивают взаимодействие нервной, эндокринной и нервной систем);

— транспортная (переносят молекулы различных веществ по организму, сквозь ткани и клетки, примером может быть гемоглобин, переносящий молекулы кислорода);

— запасная (белки могут запасаться организмом как дополнительный источник энергии, в основном в яйцеклетках для обеспечения процессов ее развития и роста);

— рецепторная (очень связана с сигнальной функцией, белки рецепторы отвечают на раздражение и способствуют передаче определенного импульса);

— моторная (определенные белки отвечают за сокращения мышц).

Углеводы. Их человек должен получать с пищей, они являются обязательным составляющим всех тканей и клеток человека. Углеводы выполняют следующие функции:

— опорная и структурная. Углеводы участвуют в строении костей, мышц, стенок клеток.

— пластическая. Являются составляющей сложных молекул, тем самым участвуют в строении ДНК и РНК.

— энергетическая. Углеводы – главный источник энергии в организме, при их окислении выделяется очень много энергии, которая нужна для физической, умственной активности человека, а также для протекания всех процессов внутри организма.

— запасная. Служат как резервные источники энергии, запасаясь в организме.

— осмотическая. От наличия глюкозы зависит регуляция осмотического давления крови.

— рецепторная. Некоторые Углеводы отвечают за восприятие рецепторами сигналов.

Жиры. Являются самым главным источником энергии для организма человека. Их энергетическая ценность больше вдвое, чем у углеводов (это при том, что организм здоров и хорошо их усваивает). Также жиры выполняют структурную функцию в клетках организма, участвуя в построении мембран. Жировая ткань в организме человека может быть хорошей защитой от холода, может быть поэтому большинство людей, живущих в холодных краях, имеют хорошие запасы жировой ткани. Лучше усваиваются организмом жиры растительного происхождения, а животные жиры усваиваются до 30%

Витамины. Они содержатся в продуктах в незначительных количествах, при этом они необходимы человеку для надлежащего функционирования. Витамины способствуют усвоению других питательных веществ (белков, жиров, углеводов и минералов), они также участвуют в формировании клеток крови, гормонов, генетического материала и химических веществ в нервной системе. Витамины могут быть получены организмом благодаря надлежащим образом подобранной и приготовленной пище.

Минералы. Играют важную роль в работе сложных химических систем организма. Они имеют огромное значение для формирования и поддержания мышечной ткани и скелета, транспортировки кислорода, регулирования частоты сердечных сокращений и водного баланса, а также передачи нервных импульсов. Минералы, такие как кальций и фосфор, помогают в формировании костей.

Антиоксиданты – естественная защита организма от вредного воздействия свободных радикалов. Лучшее, что мы можем сделать для усиления своей естественной антиоксидантной системы защиты, — это придерживаться рациона, богатого фруктами и овощами.

Именно белки, углеводы, жиры, витамины, минералы и микроэлементы являются показателями пищевой ценности продукта. Практически каждый продукт питания характеризуется наличием большинства из вышеперечисленных питательных веществ , а разнообразное питание сделает ваш организм полностью обеспеченным всеми питательными веществами .

Питательные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности, либо не вырабатываются в нашем организме совсем, либо их количество недостаточно для поддержания хорошего самочувствия. Ни один продукт сам по себе также не способен обеспечить нас всеми полезными элементами , в которых мы нуждаемся. Только сбалансированная диета, в которую входят самые разные продукты, может стать источником правильного питания организма. Нам удастся поддерживать и сохранять здоровье , только если наш рацион будет включать в себя все перечисленные ниже вещества :

1. ПРОТЕИНЫ

Протеины (белки) — основной строительный материал наших клеток. Они необходимы для формирования тканей и восстановления клеток. Протеины улучшают нашу иммунную систему, увеличивают силу, и, в комплексе с жирными кислотами, обеспечивают устойчивую структуру клеточной мембраны. Натуральными источниками протеинов являются: нежирное мясо, очищенное от кожи куриное мясо, рыба, яичный белок, бобовые, орехи, обезжиренное молоко, йогурт.

2. ЖИРЫ

Жиры — это главная форма хранения энергии в теле человека. Без жиров невозможно усвоение жирорастворимых витаминов. Жиры, содержащиеся в пище, служат источником жирных кислот (которые не вырабатываются в самом организме ), необходимых для нормального роста и развития, а также для образования определенных гормонов. Некоторые жиры вредны для человека. Это животные жиры, содержащиеся в мясе, сливочном масле, цельном молоке и сыре, и транс-жиры, образующиеся в гидрогенизированных продуктах (маргарине, выпечке, чипсах и т.п.). Названные типы жиров повышают уровень «плохого» холестерина и триглицеридов. Ненасыщенные жиры полезны для человека, их можно получить из рыбы, растительных масел, орехов, цельнозерновых продуктов. Такие жиры бывают двух типов: полиненасыщенные и мононенасыщенные. В состав полиненасыщенных жиров входят жирные кислоты Омега-3 и Омега-6 .

Полезные жиры:

Вредные жиры:

Омега-3 жирные кислоты содержатся в жирной рыбе, такой как лосось, скумбрия, сардина . Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать соотношение жирных кислот Омега-6 и Омега-3 1:1, но в наше время в рационе большинства людей это соотношение составляет 15:1. Поэтому так важно есть жирную рыбу как минимум 3-4 раза в неделю или дополнять свой рацион рыбьим жиром, содержащим Омега-3. Жирные кислоты Омега-3 улучшают работу сердечно-сосудистой системы, головного мозга и состояние кожи , а также обладают противовоспалительным эффектом. Мононенасыщенные жиры содержатся в оливковом и подсолнечном маслах, масле канолы, орехах, авокадо, оливках.

3. УГЛЕВОДЫ

Углеводы — основной источник энергии для нашего организма и питания для мозга. Поступающая в организм энергия измеряется в килокалориях (ккал). Простые углеводы могут состоять из одной или двух молекул, называемых сахаридами, а сложные содержат большое число молекул. Простые углеводы перевариваются быстро, и уровень сахара в крови поднимается также быстро. Со временем это повышает опасность утраты поджелудочной железой способности производить инсулин. Для переваривания и усвоения сложных углеводов требуется гораздо больше времени, и уровень сахара в крови повышается постепенно. Основными источниками «хороших» углеводов являются цельнозерновой хлеб и другие изделия из цельного зерна, овощи, бобовые и фрукты.

Простые (вредные) углеводы:

Сложные (полезные) углеводы:

4. КЛЕТЧАТКА

Клетчатка содержится в овощах, фруктах и цельнозерновых. Растворимая клетчатка растворяется в воде, и ее медленное переваривание вызывает чувство сытости, позволяя нам контролировать вес. Клетчатка также сокращает уровень «плохого» холестерина и регулирует уровень сахара в крови . Нерастворимая клетчатка не растворяется в воде. Она выводит токсичные отходы , скапливающиеся в толстом кишечнике, предотвращая запоры.

5. ВИТАМИНЫ

Витамины — это органические вещества, необходимые организму человека для повышения иммунитета, нормального роста и развития и преобразования углеводов, жиров и белков в энергию. Витамины и минералы содержатся преимущественно в овощах и фруктах, нежирном мясе, птице, яйцах, рыбе и молочных продуктах. Но для того чтобы получать достаточное количество этих питательных веществ, вы должны есть фрукты и овощи разных насыщенных цветов: темно-зеленые или листовые овощи (салат-латук, брокколи, шпинат); желтые или оранжевые фрукты и овощи (морковь, мускусную дыню и нектарины); красные овощи и фрукты (клубнику, помидоры, красный перец), а также бобовые (чечевицу и фасоль) и цитрусовые (апельсины, грейпфруты, лимоны и киви). Употребление необходимого количества овощей и фруктов обеспечивает наш организм витаминами, минералами и антиоксидантами, защищающими клетки и ткани от разрушительного влияния свободных радикалов .

6. МИНЕРАЛЫ

Минералы не разрушаютсяпод воздействием высоких температур, воздуха и кислот. Минералы содержатся в воде и почве, из которых поступают в растения, организмы рыб и животных, а значит и в пищу. Минералы играют жизненно важную роль практически во всех биологических процессах: они необходимы для роста и развития костей, зубов, мускулатуры, нормальной работы сердечно-сосудистой системы и головного мозга, обновления клеток, улучшения кровообращения, увлажнения кожи, сжигания жиров и т.п .

7. ВОДА

Вода — важнейшее, жизненно необходимое вещество для нашего организма. Организм взрослого человека на 40-60% состоит из воды. Каждой клетке нашего тела необходима вода для питания, транспортировки питательных веществ, выведения токсинов и терморегуляции организма.

(303,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 3.

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактические цели:

  • образовательные : обобщить знания об основных питательных веществах и их роли в обеспечении жизнедеятельности организма; учить детей выбирать полезные и ценные для здоровья продукты питания; закрепить навыки правильного питания.
  • развивающие : развивать умение организовать полноценное разнообразное питание; развивать устную связную речь и навыки публичного выступления.
  • воспитательные : воспитывать в детях практические навыки самооздоровления; убедить детей в необходимости и важности использования разнообразной пищи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки для индивидуальной работы

Для практической работы : продукты питания: растительное масло, сливочное масло, сметана, мясо, рыба, творог, яйцо, молоко, хлеб, картофель, геркулес, гречка, морковь, яблоко, апельсин.

Организация рабочих мест : парты расставлены по группам (3 группы); на столах карточки со словами для игры, карточки с указанием питательных ценностей продуктов, молоко в пачках, карточки с названиями блюд для составления меню.

Подготовка детей к уроку : деление учащихся на группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель : Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать. Я уверена, что мы с хорошим настроением начинаем урок и с таким же настроение его закончим.

II. Актуализация опорных знаний.

«У одного короля была дочка, которую он обожал больше всего на свете. На завтрак, обед и ужин ей приносили самые изысканные лакомства. Птичье молоко, шоколадный пудинг, запеканка с изюмом, ананасовый крем, клубничное желе – вот такое меню было у принцессы. Но почему-то принцесса не была, ни весёлой, ни румяной. Наоборот, она чахла на глазах. Все эти лакомства она даже видеть не хотела. И тогда король объявил: «Кто вылечит его дочку, тому он отдаст полцарства». Отовсюду сбежались лекари. Они навыписывали рецепты, но принцессе ничего не помогло. В конце концов, нашёлся знающий человек и дал очень простой совет: «Пусть принцессу кормят чёрным хлебом и молоком». Так и сделали – и принцесса выздоровела».

Беседа по содержанию.

Почему заболела принцесса?

Благодаря чему принцесса выздоровела?

Кто догадался, о чём будем говорить на уроке? (ответы детей)

Мы будем говорить о пище, продуктах питания.

Почему человеку нужна пища? (ответы детей).

Обобщение учителем: Действительно, пища помогает расти, двигаться, поддерживать тепло организма, бороться с болезнями. Без пищи человек не может жить.

Как вы думаете, сколько человек съедает за свою жизнь?

Очень много, примерно 50 тонн. Это целый товарный вагон.

Как вы думаете, всякая ли пища полезна?

- Вот сегодня мы должны выяснить, отчего зависит полезность пищи.

II. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – Питательные вещества и их значение для организма.

< Слайд №1>

Это очень важная тема, так как наша жизнь и наше здоровье напрямую зависят от питания.

Мы будем выступать в роли исследователей. Вы, ребята, являетесь I группой исследователей, вы - II группа исследователей, а вы - III группа.

III. Работа над новым материалом.

Учитель : Из сказки мы узнали о полезности молока. Чем полезно молоко, как вы думаете?

Практическая работа. Нужно выяснить состав молока. Для этого предлагаю провести исследование молока. (для каждой группы на столах приготовлены пакеты с молоком. Учащиеся изучают состав молока по записям на пакетах. Учитель, при необходимости, оказывает помощь. Затем выслушиваются ответы детей). Пищевая ценность 100г. продукта: Жир – 3,2г., Белок – 2,9г., Углеводы – 4,7г.

Учитель : Всякая пища состоит из белков, жиров, углеводов. Это питательные вещества.

< Слайд № 2>

Учитель : В разных продуктах соотношения питательных веществ разные и значение питательных веществ для организма различно.

Что же такое белок?

Белок – это строительный материал для клеток организма.

Белок нужен для роста, развития организма. Белок повышает сопротивляемость организма.

<Слайд №3>

А что такое углеводы?

Углеводы – это топливо для клеток. Это основной источник энергии для игр, бега, физической и умственной работы.

< Слайд №4>

Что же такое жиры?

- Жиры – это продовольственные и топливные склады. Жиры – прежде всего, строительный материал для работы мозга и функционирования нервной системы.

< Слайд №5>

Учитель : Ребята, может ли человек быть здоров без какого – либо питательного вещества? (ответы детей)

Обобщение учителем: Все питательные вещества нужны организму. Поэтому важно сбалансированное и правильное питание.

Что будет, если человек будет употреблять много жиров? (ответы детей)

Учитель : Да, человек заболеет. Он нанесёт вред работе внутренних органов: печени, желудку и другим органам. Избыток белка также приводит к отрицательному развитию организма. В древние времена существовала даже пытка, когда человека кормили только мясом. Через некоторое время человек умирал. А наша задача научиться быть здоровыми.

Дидактическая игра. Проведём игру, которая называется «Светофор желаний». Перед вами - светофор. Помните? Красный свет – запрещающий знак, желтый – предупреждающий, а зеленый – разрешающий. На столе разложены карточки с названиями продуктов. Ваша задача – прикрепить их на светофор. Но не просто так, а на зелёный свет – названия тех продуктов, которые можно употреблять каждый день, на жёлтый – иногда, а на красный – очень редко.

Проверяем. Молодцы, справились успешно.

Ответы:

  • Зелёный : суп, салат овощной, мясо, салат фруктовый, молоко, кефир, творог, йогурт, каша, сок, хлеб, рыба, фрукты, овощи, ягоды, подсолнечное масло.
  • Жёлтый: шоколад, конфеты
  • Красный: сникерс, торт, жирное мясо, фанта, пепси-кола, чипсы, кириешки, лимонад, шоколадные конфеты, сало.

Учитель : Продолжаем исследования дальше. Перед вами таблица, где указана питательная ценность продуктов. Внимательно ознакомьтесь и выясните, какие продукты богаты белками, какие – жирами, а какие – углеводами.

Углеводы

Жиры

Белки

масло сливочное

Макароны

масло растительное

Карамель

Картофель

Предлагаю I группе выбрать те продукты, в которых преобладают белки, II группа выбирает продукты, которые богаты углеводами, а III группа – жирами. От каждой группы выберите 2-х представителей, которые подойдут к столу, где расставлены разные продукты и выберут соответствующие продукты.

(Учащиеся показывают и называют, какие продукты выбрали).

Учитель : Народ придумал немало пословиц и поговорок, которые посвящены различным продуктам питания, а конкретно - пище.

Посмотрите на доску. Правильно ли составлены пословицы? Давайте исправим.

( На доске карточки, на которых написаны пословицы, но карточки перепутаны)

Хлеб – что глаза кашу видят. (Хлеб – всему голова)

Любо желудку, – всему голова. (Любо желудку, что глаза кашу видят)

У коровы а без хлеба несытно (У коровы во рту молоко)

Без соли невкусно, во рту молоко. (Без соли невкусно, а без хлеба несытно)

Учитель : Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. Заодно и отдохнули.

- Старинная английская пословица гласит: «Съешь одно яблоко в день – и забудешь о докторе».

Кто объяснит значение этой пословицы?

Чем богато яблоко?

Правильно, витаминами. Что вы знаете о витаминах?

Каждый вид витаминов полезен. Вы сможете сами в этом убедиться, если прочитаете о значении витаминов. (Перед каждой группой учащихся листы со сведениями о витаминах).

1 группа . Витамин А – это витамин роста. Он помогает нам сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зелёном луке.

2 группа . Витамин С борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке и многих других овощах, фруктах.

3 группа . Витамин Д укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Также витамин Д мы получаем, загорая на солнце.

Беседа по прочитанному.

Что вы узнали о витаминах группы А?

Чем полезны витамины группы С?

Какое значение для организма имеют витамины группы Д?

А что дополняют овощи и фрукты у нас, на Севере? (ягоды).

Назовите эти ягоды? (черника, морошка, голубика, брусника, смородина).

IV. Закрепление.

Учитель :Один из сказочных героев мечтал побывать на нашем уроке. Но не смог, потому что заболел. Поэтому он прислал нам письмо. Давайте его прочитаем.

(Ученик читает текст)

«Здравствуйте, друзья! Своё письмо пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси - кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров».

Догадались, кто прислал нам письмо? Совершенно верно. Это Карлсон.

Что такое меню?

Как понимаете выражение «здоровое меню»?

А знает ли Карлсон, что входит в здоровое меню?

Давайте поможем ему составить здоровое меню на один день.I группа составляет меню на завтрак, II группа – на обед, III группа – на ужин. Помните, что обед должен быть сытнее, чем завтрак и ужин. Перед сном переедать тоже вредно. Воспользуйтесь перечнем блюд, который вам предложен (на столах лежит список с указанием блюд).

Обед

Завтрак

Ужин

Жевательная резинка

Каша молочная

Суп гороховый

Пепси-кола

Чай с сахаром

Салат овощной

Рыба отварная

Котлета рыбная

Компот из сухофруктов

Запеканки из творога

Щи мясные

Кефир с сахаром

Сок фруктовый

Каша молочная

Овощи тушёные

Сок фруктовый

Гуляш из говядины

Винегрет

Салат из свежих овощей

Сосиска с капустой тушеной

Газированная вода

Котлеты отварные

Суп рыбный

Рыба жаренная

Чай сладкий

Чай сладкий

Вермишель быстрого приготовления «Ролтон»

Щи с мясом

Каша рисовая

Пюре картофельное

Сок фруктовый

Запеканка творожная

Газированная вода

Кириешки

Блины со сметаной

Какао с молоком

Учитель : - Давайте проверим. Какое меню составили на обед, завтрак, ужин. Молодцы, успешно справились с этим заданием.

А сейчас внимание на экран. Послушаем, какие советы по правильному питанию дает врач нашей амбулатории.

«Дорогие, ребята! Существуют определённые нормы для питания младших школьников. Диетологами разработаны определённые программы, которые предусматривают питание ребёнка в комплексе. Благодаря этому ребёнок получает с пищей все необходимые витамины и его меню состоит из разнообразных продуктов, которые необходимы для его растущего организма. Однообразная пища, а тем более пища, состоящая из кириешек, газированной воды, вредна для организма.

Запомните золотые правила питания:

  • главное - не переедайте;
  • ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу;
  • тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать;
  • перед приёмом пищи сделайте 5 - 6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив тех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища»

Учитель : Запомнили советы врача? Надеюсь, что вы прислушаетесь к советам врача.

V. Итог урока.

- Наше исследование сегодня удалось.

Что полезного для себя узнали?

Предлагаю проверить наши знания на компьютере. Займите свои места за компьютерами.

Вначале проведём пальчиковую гимнастику.

Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать
А потом работать будут
Всё отлично выполнять

Вам предлагается выполнить тестовое задание. По завершению работы компьютер оценит ваши знания по сегодняшнему уроку. При выполнении заданий будьте внимательны, внимательно читайте вопросы и ответы. (выполнение Super Test v2.4 – программный комплекс) <Приложение 2 >

Поднимите руки, кто доволен полученными результатами своей работы. Я догадываюсь, что компьютер оценил ваши знания на «4»и «5».

Теперь проверим задания с помощью экрана.

< Слайд 6>

Заключительное слово учителя . Вообще, проблема здорового питания, это очень большая проблема, над которыми работают многие учённые в мире. Эти проблемы вы будете изучать в старших классах на уроках химии, биологии.

А я желаю вам здоровья. Помните, здоровье в ваших руках.

< Слайд 7>

Литература

  1. А.Плешаков. Мир вокруг нас. 3класс. Часть1. М.: «Просвещение» 2009г.
  2. А.Макеева. Разговор о правильном питании. Начальная школа. №16 – 2003г.
  3. Охрана здоровья. Начальная школа. №20 – 2003г.
  4. Уроки здоровья. Начальная школа. №1 – 2002г.
  5. В.Н.Касаткина. Педагогика здоровья. Начальная школа. №9 – 1999г.

Белки - жизненно необходимые вещества в организме. Они используются в качестве источника энергии (окисление 1 г белка в организме дает 4 ккал энергии), строительного материала для регенерации (восстановления) клеток, образования ферментов и гормонов. Потребность организма в белках зависит от пола, возраста и энергозатрат, составляя в сутки 80-100 г, в том числе животных белков 50 г. Белки должны обеспечивать примерно 15 % калорийности суточного рациона. В состав белков входят аминокислоты, которые подразделяются на заменимые и незаменимые. Чем больше белки содержат незаменимых аминокислот, тем они полноценнее. К незаменимым аминокислотам относятся: триптофан, лейцин, изолейцин, валин, лизин, метионин, фенилаланин, треонин.

Жиры являются основным источником энергии в организме (окисление 1 г жиров дает 9 ккал). Жиры содержат ценные для организма вещества: ненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды, жирорастворимые витамины А, Е, К. Суточная потребность организма в жирах составляет в среднем 80-100 г, в том числе растительных жиров 20-25 г. Жиры должны обеспечивать примерно 35 % калорийности суточного рациона. Наибольшую ценность для организма представляют жиры, содержащие ненасыщенные жирные кислоты, т. е. жиры растительного происхождения.

Углеводы являются одним из основных источников энергии (окисление 1 г углеводов дает 3,75 ккал). Суточная потребность организма в углеводах составляет от 400-500 г, в том числе крахмала 400-450 г, сахара 50-100 г, пектинов 25 г. Углеводы должны обеспечивать примерно 50 % калорийности суточного рациона. Если углеводов в организме избыток, то они переходят в жиры, т. е. избыточное количество углеводов способствует ожирению.

Кроме белков, жиров и углеводов важнейшей составляющей рационального питания являются витамины - биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу (недостаток витаминов в организме) и авитаминозу (отсутствие витаминов в организме). Витамины в организме не образуются, а поступают в него с продуктами. Различают водо- и жирорастворимые витамины.

Кроме белков, жиров, углеводов и витаминов организму необходимы минеральные вещества, которые используются в качестве пластического материала и для синтеза ферментов. Различают макроэлементы (Са, Р, Mg, Na, К, Fe) и микроэлементы (Сu, Zn, Мn, Со, Сr, Ni, I, F, Si).

Соотношение белков, жиров и углеводов для людей среднего возраста должно быть (по массе) 1: 1: 4 (при тяжелой физической работе 1: 1: 5), для молодых - 1: 0,9: 3,2.

Эти вещества организм получает только в том случае, если потребляется разнообразная пища, включающая шесть основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба; яйца; хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры; овощи и фрукты.


На основании экспериментальных исследований и многолетних наблюдений врачей рекомендуется трех- или четырехкратный прием пищи в течение суток. Распределение количества пищи и набор блюд по отдельным приемам зависят от возраста, характера трудовой деятельности, а также от того, в какое время суток человек работает. Если работа протекает в первую половину дня, то калорийность питания распределяется следующим образом: первый завтрак - 25-30%; второй завтрак - 10-15%; обед - 40-45%; ужин - 25-10%.

При работе во вторую половину дня суточный рацион распределяется с учетом введения полдника с горячим напитком (чай, кофе).

Для лиц, занятых в ночной смене, предусматривается прием пищи в течение работы, и калорийность его должна составлять не менее 25% общей калорийности суточного рациона, причем обязательны горячие напитки (кофе или какао, менее желателен чай).

По разным причинам, но большинство людей все же питается только три раза в день. В любом случае распределять пищу нужно, следуя правилу: сытный завтрак, плотный обед и легкий ужин. Не рекомендуется есть на ночь острые мясные блюда, пить кофе, какао, крепкий чай и т. п. Перед сном полезно выпить стакан кефира.

Ниже примерный перечень продуктов для вашего стола.

1. Хлеб и хлебобулочные изделия. Хлеб белый пшеничный бессолевой или хлеб с отрубями, выпеченный накануне или подсушенный; несдобное печенье, сухарики.

Исключить: свежий хлеб, сдобу, слойки.

2. Супы. Вегетарианские, молочные, крупяные. Супы можно заправлять сметаной, соком лимона, зеленью.

Исключить: рыбные, мясные и грибные бульоны, супы из бобовых.

3. Блюда из мяса и птицы. Нежирная говядина, телятина, кролик, курица, индейка.

Исключить: субпродукты, утку, гуся, колбасы, копчености, тушенку.

4. Рыба. Нежирные сорта рыбы в отварном, запеченном виде.

Исключить: жирные сорта рыбы, соленую и копченую рыбу, икру, рыбные консервы.

5. Крупы - любые; каши лучше варить на воде.

6. Овощи. Морковь, свекла, кабачки, тыква, картофель, помидоры, огурцы; ограничить - зеленый горошек и белокочанную капусту.

Исключить: грибы, шпинат, щавель, редьку, редис, чеснок, бобовые, а также маринованные и квашенные овощи.

7. Яйца. Не более 1 яйца в день и лучше в виде омлетов.

Исключить: жареные яйца и яйца, сваренные вкрутую.

8. Сладости и десерты. В качестве сладких блюд и десертов лучше использовать фрукты, как в свежем виде, так и в виде варенья, желе, муссов, компотов, джемов, мармелада. Особенно рекомендуются сухофрукты - урюк, изюм, курага.

Исключить: шоколад, пирожные.

9. Молочные продукты. Молоко, кисломолочные продукты и творог с пониженным содержанием жира, нежирные сорта сыра; ограниченно - сливки и сметана.

Исключить: жирные и соленые сыры.

10. Соусы. Молочный, сметанный, томатный и фруктовый.

Исключить: горчицу, уксус, хрен.

11. Напитки. Некрепкие чай и кофе, фруктовые и овощные соки, травяные чаи, минеральная вода без газа.

Исключить: крепкий чай и кофе, какао, газированные напитки, категорически запрещаются алкогольные напитки.

12. Жиры. Растительное масло, сливочное масло, топленое масло.

Исключить: маргарин, сало, кулинарный жир.

Для хорошего усвоения пищи и жизнедеятельности организма большое значение приобретает сбалансированное питание. Под этим термином подразумевается оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами в пище. В норме оно должно составлять 1:1.1:4.1 для мужчин и женщин молодого возраста, занятых умственным трудом, и 1: L3:5 - при тяжелом физическом труда В питании здоровых людей молодого возраста, живущих в умеренном климате и не занятых физическим трудом, белки должны обеспечивать 13 %, жиры - 33, углеводы - 54 % суточной энергоценности рациона, принятого за 100. Белки животного происхождения должны составлять 55 % от общего количества белка, а растительные масла - до 30 % от общего количества жиров в рационе.

Источниками пищевых веществ являются продукты питания животного и растительного происхождения, которые условно разделяют на несколько основных групп.

Первая группа включает молоко и молочные продукты (творог, сыры, кефир, простоквашу, ацидофилин, сливки и др.); вторая - мясо, птицу, рыбу, яйца и изготовленные из них продукты; третья - хлебобулочные, макаронные и кондитерские изделия, крупы, сахар, картофель; четвертая - жиры; пятая - овощи, фрукты, ягоды, зелень; шестая - пряности, чай, кофе и какао.

Каждая группа продуктов, являясь уникальной по своему составу, участвует в преимущественном снабжении организма определенными веществами. Поэто­му одним из основных правил рационального питания является разнообразие. Даже во время поста, используя широкий ассортимент растительных продуктов, можно обеспечить организм практически всем необходимым.

В природе нет идеальных продуктов питания, которые содержали бы комплекс всех пищевых веществ, необходимых человеку (исключение составляет материнское молоко). При разнообразном питании, то есть смешанной пищей, состоящей из про­дуктов животного и растительного происхождения, в организм человека обычно поступает вполне достаточно питательных веществ. Разнообразие продуктов питания в рационе положительно влияет на его пищевую ценность, так как различные продукты дополняют друг друга недостающими компонентами. Кроме того, разнообразное питание способствует лучшему усвоению пищи.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «shango.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «shango.ru»